С детства в доме царила атмосфера любви к литературе.
В 1843 году поступил в Петербургский университет, где сблизился с видными литераторами (Плетнёв, Краевский, Гончаров, Григорович, Достоевский, Салтыков-Щедрин).
В 1845 году оставил учёбу из-за финансовых трудностей и неудовлетворённости образованием, полностью посвятив себя литературе.
Увлёкшись социалистическими идеями, примкнул к кружку Петрашевского. Плещеев активно участвовал в создании политической поэзии и распространении запрещённых рукописей.
В 1846 году вышел первый сборник стихов Плещеева, включавший популярные «На зов друзей», «Вперёд! Без страха и сомненья…» (прозванную «русской Марсельезой») и «По чувствам братья мы с тобой». Последние два стихотворения стали гимнами революционной молодёжи, сделав Плещеева поэтом-борцом.
Во второй половине 1840-х он также начал публиковаться как прозаик; его рассказы, отмеченные влиянием Гоголя и отнесённые к «натуральной школе», были замечены критикой.
Зимой 1848-1849 годов Плещеев устраивал собрания петрашевцев, а весной 1849-го был арестован и приговорён к каторге, но отправлен рядовым в Оренбургский корпус.
В ссылке Плещеев возобновил литературную деятельность.
С 1856 года его стихи печатались в «Русском вестнике», а в 1858-м вышел второй сборник, посвященный духовному прозрению.
В начале 1860-х годов поэзия Плещеева стала общественно-политической, с агитационными нотками, направленная на демократическую аудиторию. Тайная полиция подозревала его в распространении антиправительственных идей.
Несмотря на скромные литературные заработки, которые Достоевский называл существованием «литературного пролетария», Плещеев сохранял независимость и верность юношескому гуманизму.
До конца жизни Плещеев активно творил, написав 13 пьес, включая популярные «Нет худа без добра» и «Счастливая чета», которые ставились в ведущих театрах.
Он также первым перевел на русский «Чрево Парижа» Золя и «Красное и чёрное» Стендаля, занимался переводами научных работ и компиляциями по социологии и литературе.
Последнее десятилетие Плещеев посвятил детской поэзии, выпустив успешные сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни», а также хрестоматийные стихи вроде «Бабушка и внучек».
Его детские стихи отличались простотой и жизненностью. Кроме того, он создал семь школьных пособий по географии.
#библиотекиМедногорска


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев