Мало кто из любителей русской живописи не знает о печальной предыстории картины Василия Пукирева "Неравный брак", но недавно мне на глаза попалась информация о судьбе невесты.
Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 год.
Знаменитый знаток жизни обитателей Москвы Владимир Гиляровский (1855-1935) утверждал, на картине недавний выпускник училища живописи Пукирев изобразил венчание своей возлюбленной Прасковьи Варенцовой. Прасковья была бесприданница, а художник беден. Девушке показалось, что лучшим для неё вариантом будет выйти замуж за князя Павла Ивановича Цицианова (1805-1880). Картина написана в 1862 году, следовательно, на картине князю 57 лет. В наше время, это не такой и старый, но влюблённый художник соперника нарисовал постарше.
Сам #Пукирев молодой и красивый стоит за спиной несчастной невесты. По другой версии художник хоть и нарисовал себя, но история женитьбы не его, а другого художника - приятеля Пукирева и однофамильца Прасковьи. В любом случае в это время тема неравных браков была настолько актуальна, что в 1861 году даже вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. Всегда любопытно, а как сложилась судьба реальных героев известных картин.
Карандашный портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой в старости, 1907
В 2002 году, в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы московского художника Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором:
"Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне".
И хотя Дом презрения Мазуринских на дореволюционном фото напоминает дворец, но всё равно как-то грустно, что красавица доживала свой век не в кругу родных, а в казенном доме
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев