Предпосылки к появлению системы и непосредственное её возникновение
Понимание, что перекладывать всю рутинную работу на сотрудников компании – это не очень перспективная идея, пришло ещё в начале 1990-х годов. Концепция была предложена аналитиком Gartner Ли Уайли, в которой была описана возможность модернизировать методики MRP II (Планирование материальных потребностей) и CIM (Планирование производственных ресурсов).
В основной своей массе на предприятиях, которым необходима была автоматизация учёта и планирования, до 1990 года внедрялись именно системы MRP и MRP II. Первый тип систем был введен в эксплуатацию с 1960-х годов и решал достаточно ограниченный список задач таких, как планирование выпуска продукции, заказа материалов на склад, проведение инвентаризации. Второй тип систем появился позднее и стал развитием предыдущего подхода, с 1980-х годов в системах MRP II стали доступны новые функции: прогнозирование спроса, планирование загрузки оборудования на предприятии, система контроля качества, а также бухгалтерский учёт.
Ли Уайли утверждал, что для больших компаний просто необходима такая система, которая могла бы не просто решать какие-то задачи, а автоматизировать и организовать управление всеми ресурсами посредством предоставления доступа к этой системе группам сотрудников, каждый из которых будет заниматься своим делом.
К 1992 году были выпущены программные комплексы SAP R/3 и расширенная версия SAP R/2. Компания Oracle Applications на тот момент занимается разработкой своего программного продукта, который помог бы решить тот же комплекс задач. Таким образом, к концу 90-х годов XX века начинает формироваться рынок ERP-систем. На начальном этапе ERP-система предназначалась для работы с ресурсами предприятия: планирование их распределения, управление складским остатком, налаживание производственных процессов.
ERP SAP R/3 пользовалась огромным успехом и по состоянию на 1998 год была установлена в 60% всех транснациональных компаний. ERP-системы внедрялись в основном на заводах, которые занимались машиностроением, но со второй половины 90-х они стали более распространены, так как стали появляться на предприятиях сферы услуг, а также в организациях, занимающихся энергосбытом и электросвязью.
В 2000 году в ERP-системы вводятся функции CRM и PLM. Для понимания расшифруем данные аббревиатуры:
CRM (Customer Relationship Management) – программное решение, предназначенное для управления взаимоотношений с клиентами, которая сохраняет историю общения с ними, помогает помнить о важной информации, касающейся непосредственно ЛПР, сделке или компании.
PLM (Product Lifecycle Management) – программное решение, которое может быть применено для обеспечения управления жизненным циклом продукции.
Таким образом, ERP-система вышла за рамки внутренних процессов и начала держать курс на внешние. Кроме того, к 2000 году появилось представление о том, как же всё-таки разграничить деятельность компании для обеспечения более простого подхода к автоматизации бизнес-процессов. Тогда появляются термины front- и back-office. Front-office являет собой «лицо» компании и состоит из тех сотрудников, которые работают с клиентами, в то время как back-office – это те департаменты, которые занимаются обеспечением предприятия и его администрированием, речь идёт, например, о бухгалтерах, менеджерах по персоналу, юристах, системных администраторах и т.д.
Нет комментариев