О первом фундаментальном качестве человеческой души (ее биполярности) сообщает нам Библия: «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 6:8). Человек есть смешение различных начал – материи и духа – этому учат почти все мировые религии – это значит, что его ни в коем случае нельзя считать только физической системой, какой бы сложности она ни была, и как бы он на нее ни был похож в абстрактных моделях. Здесь – пропасть, лежащая между научным и религиозным пониманием (представлением) человека.
Дуализмом тела и души человека, однако, не исчерпывается вся сложность человека. Это прекрасно понимает Православие, которое видит в человеке единство тела, души и духа – трех начал, из которых первое материально, второе иноматериально, а третье нематериально. Восточная языческая антропология утверждает, что человек – многоуровенное существо, состоящее из грубого физического тела и нескольких более тонких тел, неподвластных законам земного физического мира. Человек по йоге – это нечто вроде нескольких матрешек, вложенных одна в другую, где первую, явленную нашему физическому миру, мы видим, остальные невидимы для нас, хотя и являются в какой-то мере материальными тоже, а последняя – чистый дух, наше трансцендентное «Я». В целом восточная и православная антропология не противоречат друг другу в понимании устройства (или состава) человека.
Подавляющее число людей не сознает всей своей сложности, да часто боится ее. Мы, простые смертные, воспринимаем себя упрощенно, как нечто двойственное, то есть как материальный сосуд, в котором горит таинственный свет нематериальной природы.
Безусловно, человек есть существо многомерное, из нашего трехмерного мира целиком не видимое физическими органами зрения. В физическом мире представлено только его физическое тело, остальные тела принадлежат «параллельным мирам». Время жизни физического тела ограничено законами физического мира, тогда как остальная часть нашего существа, после смерти физического тела, сохраняется.
Исследованием «посмертной» судьбы (участи) этой части нашего существа всегда занимались мистики – уникальные личности, обладавшие способностью получать информацию из иных миров по каналам, отсутствующим или закрытым для большинства смертных человеческих существ.
Все религиозные системы нашего земного мира, каждая на своем языке, решительно утверждают, что «посмертная» судьба души человека зависит от образа жизни в этом физическом земном мире – от того, был ли человек нравственной личностью или был порочен и преступен по отношению к духовным законам мироздания. Приуготовление души человеческой к «посмертному» бытию и к Страшному Суду является одной из главных задач и отличительных особенностей Православия.
Религии заложили фундамент для этики народов, а этика легла в основу их культуры. Представить себе человеческую культуру, лишенную религиозных корней, в принципе невозможно. Таких культур в истории человечества не было, даже атеистическая «советская» культура по сути своей была религиозной культурой, где религиозным являлось и само богоборчество, и внутреннее сопротивление богоборчеству в душах людей.
В человеке как природном телесном существе в этом земном мире генетически предопределены потребности для существования в физическом плане этого мира, которые делают его сопричастным животному миру, проявляясь в виде ценностей физиологического ряда (уровня) и которые религиозное сознание воспринимает как низшие. Их нельзя отрицать, но нельзя и возводить в культ, идти ради них на попрание более высоких потребностей души.
Существование в человеческой душе двух разных ценностных групп потребностей делает человека в этом мире дисгармоничным существом, является источником постоянных внутренних и внешних конфликтов. Низшая группа подчинена императиву «хочу», высшая – «должен». Нравственный долг есть категория сугубо религиозная, даже если она и обнаруживается в убежденных атеистах. Чувство долга в атеисте – это свет погасшей звезды.
Нравственный конфликт между «должен» и «хочу», как обычное для человека внутреннее состояние и есть первое и основное, общее решительно для всех культурных народов качество, которое можно назвать биполярностью души – первое важнейшее психоантропное качество человека.
Животное состояние души есть состояние чистого хотения. Оно не имеет никаких ограничений, кроме физических и физиологических. Духовный ограничитель – долг – животным не дан. Если в какой-то степени можно воспитать в домашнем животном, например, в собаке, путем дрессировки чувство долга перед хозяином, то с долгом как нравственной (религиозной) категорией он, конечно, не будет иметь ничего общего. Животным религиозность недоступна.
Утрата биполярности души есть страшное духовное увечье для человека. Отдельного человека оно может сделать социально опасным существом для окружающих его людей. Если же оно обретает массовый характер, то становится угрозой для жизни всего человечества и самой жизни на земле. Вся энергия человека или большая ее часть тогда безудержно направляется на потребительство, на поиски новых наслаждений и развлечений, на безудержное стремление к чему-то «новому» и «лучшему», на борьбу за власть, на горделивое самоутверждение – происходит разрушение традиционной культуры, уничтожение природной среды обитания и наступает апокалипсис.
Второе важнейшее психоантропное качество человека – свобода, которая так же обнаруживается во всей своей полноте только религиозным сознанием человека (на Востоке – буддизмом и йогой, на Западе – христианством). Сущность его в том, что человек хотя и подчинен телесно законам природы этого мира, пассивным физическим телом все же не является. Он не только физический природный объект, но так же и психический субъект, способный контролировать свое поведение и не подчинятся слепо телесным потребностям. Животное в состоянии животной ярости способно убить своего врага, человек способен укротить в себе ярость и не совершать убийство, и более того, способен простить своего врага и даже любить своего личного врага.
Биполярность была бы полным абсурдом для души и злой насмешкой над человеком, если бы ему не была дарована Творцом свобода.
Размышления о свободе приводят нас к обнаружению еще одного чисто человеческого душевного качества – нравственного чувства.
#ЧеловекНаука
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев