«НАЙДУ ЛИ КРАСКИ И СЛОВА...». РАССКАЗЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ.
Русская музыка всегда была тесно связана с классической литературой, а русская опера всегда ориентировалась на Пушкина. Среди опер, написанных на сюжеты Пушкина, можно выделить
«Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского и «Пиковая дама» Чайковского.
Секрет их популярности и долговечности заключается в том, что каждая из них создана двумя гениями – автором сюжета и автором музыки.
Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году.
Пушкин назвал поэму
«Мое игривое творение».
Пушкин в музыке
Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк.
Вдруг холм, безоблачной луною В тумане бледно озарясь, Яснеет; смотрит храбрый князь — И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый, И перья в темной высоте, Как тени, ходят, развеваясь. В своей ужасной красоте.
Бой Руслана с головой (отрывок из поэмы " Руслан и Людмила") А.С. Пушкин.
Плакат фильма «Руслан и Людмила» (1938)
Напрасно сомневался великий поэт — он нашёл замечательные краски и слова для описания живой головы!
Её устрашающий вид. мощное, как ураган, дыхание, развевающиеся в вышине перья шлема — всё это с поразительной яркостью видишь перед собой, когда читаешь «Руслана н Людмилу».
Есть там и такие строчки: « И вслед раздался голос ш у м н ы й...» Представляете себе, каким «шумным» (кстати, как прекрасно здесь сказано—именно шумный, а не «громкий») должен быть голос у такой головы?
В то время, когда другой великий художник — Михаил Иванович Глинка — писал свою оперу на сюжет «Руслана и Людмилы», не было ни усилителей, ни микрофонов, придающих любому голосу звучание мощное, широкое — «шумное».
Значит, техника не могла тогда прийти на помощь композитору.
А ему непременно нужно было, чтобы голос живой головы звучал во много раз громче и шумнее, чем голос Руслана, которого должен был петь знаменитый певец Осип Афанасьевич Петров, обладатель необыкновенно красивого и мощного баса.
Что делать? Как найти музыкальные краски, достойные красок и слов Пушкина?
. . .Второй акт оперы. На сцене темно. Освещенный лучом прожектора, в задумчивости стоит Руслан. Звучит его ария:
«О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? ..»
Постепенно светает. Из мрака в глубине сцены вырисовываются очертания великанской головы.
Да, это действительно «шумный» голос! Так не споёт ни один человек. Вот именно — ни о д и н. А много?
Что придумал гениальный Глинка?
Внутри бутафорской головы он спрятал хор —
целый мужской хор поместился в этой громадине.
И поют они в унисон, то есть в один голос. Все поют одну мелодию. Создаётся впечатление, что поёт один человек. Просто? Очень просто, но и очень трудно.
Ведь голоса должны сливаться, их звучание должно быть очень ровным и чистым, иначе весь эффект сразу пропадёт.
Как, значит, должны спеться, как должны знать друг друга, слышать ДРУГ друга люди, поющие в таком хоре!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев