Приезжая к своему любимому, загадочному и
приветливому Чёрному морю, всегда вспоминаю песню «Синяя вечность» и, конечно, ее первого исполнителя и автора музыки Муслима Магомаева. С юных лет его слушаю, а наслушаться не могу. Душа то поёт, то замирает. Спасибо, что он и его песни есть в нашей жизни. Стихи были написаны Геннадием Козловским. Они дружили, оба были Бакинцами. Песня написана и исполнена в 1969 году. Голос Муслима Магомаева можно сравнить с морской стихией – лиричный, как море в штиль и мощный, словно девятый вал. А вы видели море на закате? Непередаваемая палитра оттенков переливается и завораживает. Так и удивительный голос Магомаева находит отклик в сердцах каждого слушателя. О море, море...
Слова песни, написанные Козловским Геннадием Владимировичом потрясают.
Козловский Геннадий Владимирович родился в 1936 году, окончил Бакинскую школу № 160, а затем и Азербайджанский Политехнический институт. В 1971 году переехал на работу в Москву. Но при этом оставался Бакинцем до конца жизни. Прекрасный человек, искренний друг, высоко эрудированный и музыкально одарённый – таким Козловский запомнился всем, кто его знал. Задолго до переезда в Москву, в 1965 году, Геннадий близко подружился с Муслимом Магомаевым, и дружба эта продолжалась вплоть до самой смерти Геннадия в 1998 году. Так судьбе было угодно, что сын Геннадия – Александр женился на дочери Муслима – Марине, у них родился сын - т.е. я. Ниже приведены воспоминания Александра Козловского об истории написания песни «Синяя вечность». Однажды, летним вечером 1965 года, дверь нашей квартиры распахнулась и ввалилась компания. Среди пришедших в тот вечер был Муслим Магомаев. Так началась дружба моего отца с Муслимом, оказавшая огромное влияние на всю нашу жизнь и продлившаяся вплоть до кончины моего отца в марте 1998 года. Их творческое содружество – сотрудничество увенчалось несколькими песнями, об одной из которых я хочу рассказать. Одним из летних вечеров 1969 года собралась компания. Было шумно, очень интересно и весело. Вдруг Муслим попросил ручку и что-то стал записывать на салфетке. Записав, спрятал салфетку в карман. Сейчас, по прошествии стольких лет, понимаешь – какая же это жалость, что та салфетка не сохранилась. Это была реликвия-клавир песни «Синяя вечность». Муслим знал, что отец увлекается поэзией, и предложил подумать над текстом к этой мелодии. Муслим наиграл и напел мелодию на наш магнитофон, чтобы отец мог слушать мелодию. Через некоторое время отец вдруг сказал: “Муслим, а как тебе такая строчка - "… О, море, море!"?”. Муслим опять сел к инструменту и запел: “О, море, море..”. Всем очень понравилось. Так родилась первая строка припева. Вскоре Муслим принёс отцу записанную у себя дома окончательную версию – то есть со вступлением, двумя запевами, двумя припевами, проигрышем и финалом. Музыкальная форма была полностью готова! В течение нескольких дней у нас в доме, почти непрерывно звучала эта магнитофонная запись. Отец, охваченый вдохновением, писал вариант за вариантом. Через несколько дней в квартире Муслима все мы услышали текст (первую версию) песни «Синяя вечность». В отличие от окончательного варианта, который был впоследствии записан Муслимом на радио и телевидении и ныне известен всем, первоначальный вариант имел несколько иной текст. В нём в процессе «полировки» были внесены некоторые изменения. Вот, например, как звучал самый первый вариант припева:
О, море, море, грудью о скалы
Ты разбиваешь и горе и боль,
Море возьми меня в дальние страны,
В дальние страны к любимой Ассоль! Муслим поставил лист с текстом песни на рояль, сел, заиграл и запел. Мягкий, субтоном спетый запев, мощный взлёт в припев, восхитительный проигрыш – фантастическая динамика от пианиссимо в запеве до фортиссимо в припевах, особенно в финальном и мажорная кода. Одним словом, восхищению не было предела!
Муслиму понравилась идея как бы “Алых парусов”. Впрочем текст менялся, постепенно превращаясь в то, что потом и стало “Синей вечностью”. Особенно обсуждались строчки “Ты разбиваешь и горе, и боль” и “Море, возьми меня в дальние страны”. Муслим сказал, что стихи замечательные, но нужно всё переделать. Отец остолбенел, потому что если замечательные, то почему переделать?
- “Геночка, переделать надо потому, что в таком виде стихи ни один xудсовет не примет”. Началась очередная переделка текста. Работа над песней настолько увлекла и захватила отца, что любая, даже не существенная поправка к тексту доставляла ему удовольствие… Второй куплет родился очень быстро и почти не переделывался. Грустные звёзды в поисках ласки,
Сквозь синюю вечность летят до земли,
Море навстречу им в детские сказки
На синих ладонях несёт корабли. (Муслиму особенно понравился образ “синих ладоней” моря) О, море, море, преданным скалам
Ты не надолго подаришь прибой
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой. (к удовольствию Муслима, тему алых парусов отец сумел сохранить) В семейном архиве хранится фотография, которая так и называется “Синяя вечность”. На фотографии Муслим и отец в момент работы над текстом. На обороте фотографии рукой отца написано: “Синяя вечность” – 1969 год.
Через некоторое время Муслим в очередной раз улетел в Москву. А ещё через пару недель, в одно субботнее утро, у нас раздался телефонный звонок: - Включите Москву. Передача называется “С Днем рождения”. Включаем, смотрим… И вот на экране ведущие … Иванов: “Дорогие друзья, у нас сегодня очередной день рождения, но он не совсем обычный, у нас сегодня день рождения песни… Стихи Геннадия Козловского, музыка Муслима Магомаева – “Синяя вечность”. Поёт Муслим Магомаев.”
Голос Муслима, как было сказано выше, можно было сравнить с морской стихией: лиричный, как море в штиль, мощный, словно девятый вал. И как морская волна – с богатейшей палитрой оттенков. Он пел всегда от всего сердца для всей страны, для всех и для каждого. Море вернулось говором чаек,
Песней прибоя рассвет пробудив.
Сердце, как друга, море встречает,
Сердце, как песня, летит из груди. О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой. Грустные звёзды в поисках ласки
Сквозь синюю вечность летят до земли.
Море навстречу им в детские сказки
На синих ладонях несёт корабли. О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой.
С собой! Неслучайно существует поговорка: "Когда встретишь хорошего человека, нужен час, чтобы его понять, день, чтобы полюбить и вечность, чтобы забыть".
Сегодня песню "Синяя вечность" можно смело назвать безсмертной, а Муслим Магомаев не умер, он просто ушел в Синию Вечность... Одиннадцать лет как ушёл от нас Муслим в свою Синюю Вечность ... Но песни его живут и будут жить вечно! Спасибо ему за то, что Он был в истории человечества. Его чарующий голос останется навсегда в наших сердцах! А эта песня особое место занимает в его творчестве, как написанная им самим. / Г.Козловский.
Нет комментариев