Редкие кадры отдыха. Вячеслав Тихонов Сергею Бондарчуку: "Прикурить найдётся? "
Основная сложность заключалась в том, чтобы научить борзых охотиться.
— В Императорской России борзых еще со щенков приучали ходить в сворах, нам же предстояло проделать эту работу всего за полтора месяца, — вспоминал директор картины. — Мучились несколько недель — и все насмарку. Выяснилось, что у советских холеных борзых охотничий инстинкт отсутствует напрочь. Как только с зообазы нам привезли трех волков, борзые заскулили, поджали хвосты. Один из волков тут же убежал в лес. Хорошо, что он был соструненным — не мог причинить большого вреда. Все равно пришлось расклеивать по всему селу объявления — на кого набросится...
Сцену охоты принимала лично Екатерина Фурцева. Директор картины вспоминал, что при словах егеря «ну, что, барин, просрали волка» Екатерина Алексеевна поморщилась, но против авторского текста не пошла. «И нет бы Сергею Федоровичу на этой фразе сделать звук потише, он, наоборот, специально прибавил громкость».
Сражение на Бородинском поле снять было невозможно.
В августе 1963 года съемочная группа отправилась во вторую киноэкспедицию в Смоленскую область, где в окрестностях города Дорогобуж нашлось подходящее поле для съемок Бородинского сражения. Изначально, дабы не нарушить историческую справедливость, Сергей Бондарчук планировал снимать битву исключительно на Бородино, но от этой затеи Сергею Федоровичу пришлось отказаться.
На Бородинском поле кругом исторические памятники. К тому же было непонятно, где разместить 15-тысячное киновойско. Подсчитав все расходы, убедились, что в этом случае на съемки мы бы потратили 12 миллионов рублей, бюджет же всей картины составлял 7,8 млн. Тогда было предложено перенести съемки в окрестности Дорогобужа, где в Императорской России на летних квартирах стоял корпус Императорской стражи. В итоге здание перестроили в гостиницу — одну половину сделали мужской, вторую — женской. Выстроили легкие конюшни для лошадей, солдаты же жили в палатках.
Еще за месяц до начала съемок в Дорогобуж, дабы отдать «кинодолг» Родине, со всей страны начали стекаться солдаты-срочники.
— Войска нам выдали всего на две, максимум три недели: именно за это время планировалось завершить съемки главной батальной сцены фильма, — вспоминал Николай Александрович. — Получилось же, что засели мы там на три месяца. Тогда кто-то из остряков даже песню сочинил: «Дорогобуж, Дорогобуж, дожили до осенних стуж...»
Естественно, о том, что вместо советских гимнастерок им выдадут французские или русские мундиры, никто из командированных к месту съемок солдат до поры до времени не знал. Только на «поле боя» срочникам объяснили, в чем на ближайшие недели будет заключаться их служба. Каждое утро занятым в батальных сценах срочникам преподавали курс «молодого бойца» Французской или Русской Императорской Армии: учили всему, начиная от облачения в форму того времени и заканчивая строевым шагом.
Постепенно солдаты вживались в роли. Некоторые из них отправляли домой письма примерно такого содержания: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута...» «Как же так, войны не объявляли, а ты где-то сражаешься?» — удивлялись в ответ родные.
Нет комментариев