«Доживём до понедельника» снят по сценарию Георгия Полонского, который стал дипломной работой молодого автора.
Позже он написал сценарий ещё одной картины на школьную тему «Ключ без права передачи».
. Директор студии им. Горького Григорий Бритиков, прочитав сценарий, загорелся идеей снять по нему фильм. Но запрос, отправленный в Госкино, так и остался без ответа. Тогда Бритиков пошёл на риск и дал добро на съёмку, не дожидаясь ответа сверху. Вся группа понимала, какими проблемами это могло грозить. Работали под страхом, что в любой момент фильм могут закрыть. В итоге картину сняли в рекордные сроки — всего за три с половиной месяца.
3 фильма, которые чуть не загубила советская цензура.
Станиславу Ростоцкому пришлось побороться, чтобы роль Ильи Семёновича исполнил Вячеслав Тихонов, причем не только со сценаристом, который был категорически против его кандидатуры, но и с самим Тихоновым.
Сценарист Григорий Полонский хотел, чтобы роль Мельникова сыграл Борис Бабочкин или Зиновий Гердт. В его представлении учитель истории был «человеком с историей», фронтовиком с надломанной душой. Тихонов же был слишком красив, интеллигентен и благополучен. К тому же Полонский задумывал своего героя гораздо старше, чем был Вячеслав Васильевич. Но Ростоцкому удалось убедить сценариста, а Тихонова пришлось состаривать.
Затем пришел черед уговаривать самого Тихонова. К тому моменту актёр уже два года пребывал в образе Андрея Болконского. Роль давалась ему непросто. Тихонов был очень недоволен собой и даже подумывал завязывать с кино. Именно в этот момент кризиса и переоценки жизни появился Ростоцкий. Режиссёр заметил душевные терзания актёра, которые были так похожи муки Мельникова. Ростоцкий вынудил его согласиться, заявив: «Если ты мне друг — будешь играть!» Тут уже деваться было некуда.
На роль учительницы английского претендовали Светлана Светличная и Валентина Шендрикова, но Ростоцкий выбрал малоизвестную Ирину Печерникову.
Печерникова тоже поначалу не хотела эту роль. К предложению сыграть учительницу она отнеслась без энтузиазма, так как ожидала, что «будет типичная идеологическая ерунда». Но после прочтения сценария все сомнения исчезли.
У молодой актрисы не всё получилось сразу. Во-первых, очень волнительно было сниматься с Тихоновым, в которого была влюблена вся страна. В его присутствии Печерникова терялась и забывала слова.
Во-вторых, ей было трудно играть сцены с классом. Репетиции заканчивались слезами, ведь актриса была уверена, что не справляется. Но вскоре контакт был налажен, и работа пошла.
«Доживём до понедельника» — единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Режиссёры видели её только в образах положительных, милых, но слабых и плаксивых женщин. Здесь же — закостенелый завуч Светлана Михайловна.
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова.
Каким мог бы быть фильм "Девчата" и что осталось за кадром.
Нина Меньшикова проходила пробы на общих основаниях и убедила Ростоцкого, что справится с ролью. Правда, потом ей пришлось несладко: режиссёру казалось, что она играет хуже, чем на пробах. Он требовал с неё больше, чем с остальных. Работа над фильмом стоила Меньшиковой больших переживаний, зато роль стала одной из самых ярких в её карьере и принесла ей Госпремию СССР.
Фирменный пучок и костюм учительницы Ростоцкий и Меньшикова придумали вместе. Просто подобрали то, что максимально не подходило актрисе.
Школьников сыграли студенты первых курсов, среди которых были и будущие звёзды Ольга Остроумова и Игорь Старыгин.
4 лучших фильма Станислава Ростоцкого.
Мало того, что фильм «Доживём до понедельника» мог остаться не снятым, зрители могли бы не увидеть и готовую картину. Руководству Госкино история о немолодом учителе, переживающем личностный кризис, показалась слишком острой. Вдобавок комитет посчитал, что фильм искажает образ советского учителя и школы в целом.
В 1968 году чиновники устроили закрытый показ для делегатов II Всесоюзного съезда учителей. Вопреки ожиданиям, после финальных титров последовали овации. После такого картине дали зеленый свет.
Хотя без правок не обошлось. Большую часть претензий Ростоцкому удалось отбить, но в три сцены всё-таки пришлось внести изменения.
Первая правка в эпизоде, когда Горелова говорит Мельникову: «Как это они пишут — что такое счастье? Это все равно что ткнуть в бумагу солнечный зайчик!», а тот отвечал: «Никаких зайчиков — все напишут, что счастье в труде». Так об этом вспоминал Станислав Ростоцкий:
Вторая правка в сцене, когда ученики уходят с урока. Съёмки фильма совпали со студенческими волнениями в Москве, поэтому эпизод вызывал нежелательные ассоциации. Здесь Ростоцкий добавил звонок с урока, и градус напряжения спал.
Третья правка наиболее значительная. Из воспоминаний режиссёра:
По опросу журнала «Советский экран» школьная драма «Доживём до понедельника» была признана лучшим фильмом в 1969 году.
Съёмки и судьбы актёров после премьеры.
Спустя время Вячеслав Тихонов признал, что режиссёр не зря уговаривал его сыграть роль Мельникова:
«Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф…»
Кроме того, Вячеслав Тихонов не раз говорил, что без Станислава Ростоцкого не было бы и Штирлица.
После премьеры 23-летняя Ирина Печерникова проснулась знаменитой. В 60-70-е она много снималась, но с приходом 90-х актриса оказалась в глубоком творческом кризисе. К счастью, ей удалось справиться с жизненными неурядицами.
Сыгравшие самую красивую пару класса Ольга Остроумова и Игорь Старыгин стали знаменитыми актёрами. Остроумову Ростоцкий также пригласил в свой следующий фильм «А зори здесь тихие».
Известным артистом стал и Юрий Чернов, сыгравший Сыромятникова. Он до сих пор играет в фильмах и сериалах во второстепенных ролях.
А вот у Валерия Зубарева, исполнившего роль Шестопала, с кино не сложилось. Он не смог поступить во ВГИК, вместо этого окончил торговый техникум. Впоследствии работал по профессии и изредка снимался в кино...
«Журавлиная песня» из старого доброго фильма «Доживем до понедельника» осталась спустя годы полюбившейся и в 1996 году эту песню исполнила группа «Вокал-Бэнд» в замечательном телеконцерте «Старые песни о главном-2»:
Когда в 1968 году снимался фильм Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника", актер Вячеслав Тихонов по сценарию произнес фразу: "напишут, что счастье...
... в труде". В итоговый вариант картины эта фраза не вошла – киночиновники увидели в этом насмешку над трудом советского человека и потребовали убрать текст.
Всего в "Доживем до понедельника" хотели внести 28 правок. Если бы Станислав Ростоцкий пошел на это, мы бы никогда не увидели его ленту в известном нам виде.
Три знаменитых и любимых всеми фильма о школе подвергались самой жесткой критике на самых разных этапах создания. Как режиссер Станислав Ростоцкий перехитрил чиновников от кино? Что пришлось менять в сценарии Ильи Фрэзу? И как история о беременности выпускницы Зоси повлияла на жизнь советских девушек? Об этом – в программе "Тайны кино".
Кино замечательное, было бы плохим никто бы его в показ не выпустил. Цензура будь она сейчас такая как в СССР, оставила бы россиян без кино, потому что сейчас его нет, а вот цензура есть! - только она отрицательная, отсеевает все доброе читое и светлое, пропускает только ложь грязь и античеловеческую идеологию.
Комментарии 5