Рита Сергеечева – «железная девочка с косичками» (так называли Маргариту Сергеечеву, которая когда-то была самым популярным ребенком советского кино). Рита Сергеечева – девочка, которая умела играть по-взрослому. В ее фильмографии – более 20 фильмов, много главных ролей. Но, всё прерывается 1991 годом….
Рита родилась 24 мая 1963 года в городе Новомосковске Днепропетровской области в семье медиков в 1963 году, отец Риты был военным врачом и Рита Сергеечева в детстве вместе с родителями часто переезжала с места на место. В результате они все вместе оказались в Ленинградской области. Рита с детства была ярким и артистичным ребенком.
Однажды, 6-летняя Рита с мамой пришла в театр на детский спектакль и сбежав от мамы, пробралась за кулисы: ей было интереснее там. За кулисами и заметил ее актер и режиссер Ефим Копелян. Он разговорился с бойкой Ритой, а потом они вместе нашли ее маму, и Копелян пригласил Маргариту озвучивать фильм. Так и началась карьера Сергеечевой. Уже первая работа — ей поручили озвучить мальчика — показала, насколько девочка способна: она безошибочно попадала в артикуляцию и говорила очень выразительно. Через некоторое время Рита уже появилась в кадре: в одном из эпизодов детского фильма про Дениса Кораблева «Где это видано, где это слыхано».
Кадр из фильма «Где это видано, где это слыхано», 1975 г.
В течение двух лет Рита снялась в шести фильмах, а в 1974 году на экраны вышла лирическая картина «Странные взрослые», где юная актриса сыграла главную и сложную роль.
В фильме «Странные взрослые» Рита исполнила роль детдомовской девочки Тони-Джульетты. 11-летняя Рита удивительно точно сумела передать всю гамму эмоций и переживаний ребенка, нашедшего семью и родителей. Вместе с ней снимались такие мастера, как Лев Дуров, Ирина Кириченко, Зиновий Гердт.
Картина «Странные взрослые» из тех, которые западают в душу надолго и навсегда остаются в памяти. Что поражает — этот фильм можно смотреть с детьми и никто гарантированно не заскучает. Казалось бы «детский фильм», но поднимает он совсем недетские вопросы.
Немолодые бездетные супруги удочеряют детдомовскую девочку Тоню. Детдомовская прямота Тони, непонимание того, что вещи могут быть не общие, а чьи-то, ее доверчивая контактность и чрезмерная самостоятельность мешают ей найти взаимопонимание с новоявленными родителями.
Воспитанница детского дома Тоня, которой больше нравится называть себя Джульеттой находит себе семью. Тоня-Джульетта с очаровательной детской непосредственностью сама выбрала себе папу. Она себе его давно присмотрела – «Вот это идет мой папа, правда он еще не знает об этом». Одна случайная встреча определила судьбу главных героев. Тоня-Джульетта обрела любящую семью, а у бездетных супругов Рябиковых появилась общительная и, не в меру деятельная, дочь. Приведя девочку в новоприобретенный для неё дом, в одной из коммуналок, Рябиковы даже предположить не могли – какой переполох Тоня-Джульетта там устроит.
Наверное уже стал народной аксиомой тот факт, что детдомовские дети не признают «твоё-моё» — у них всё общее. Вспомните ту же Тосю Кислицыну – любительницу чужого варенья. Нужно помочь пионерам собрать металлолом? Тоня-Джульетта с легкостью отдаст соседскую кровать, стоящую без дела в коридоре. А это коммуналка... Вы жили в коммуналках? Я да: вот это конфорка моя, а это соседская; вот это мой стол, а это соседский; этот тазик мой висит, а это соседский. Чайник чужой взять? Да, Боже упаси... На соседскую плиту случайно супом капнешь — такого наслушаешься...
В коммуналках люди невольно озлобляются — приходится вести быт с чужими людьми и тщательно охранять те немногие крохи личного пространства. Тоня с детской прямотой и забавной наивностью решительно врывается в этот коммунальный мир, в котором она сначала доведет соседей до белого каления, а потом лакмусовой бумажкой высветит все проблемы и недостатки соседей.
Переполошив всех окружающих и поняв, что она решительно не понимает «новых правил» в своей детской жизни Тоня-Джульетта решает вернуться в детдом... Странные эти взрослые — всё время сами себе противоречат, считает Тоня. Непонятно всё у них и сложно. Финальную сцену встречи Тони с папой в электричке невозможно смотреть без слез. Дуров играет безподобно, а маленькая Рита Сергеечева просто прирожденная актриса— в её игре нет ни капли фальши, она не играет роль, а живет в роли фильма.
Не смотря на то, что это один из самых добрых фильмов, он не утаивает от зрителя проблем, связанных с воспитанием ребёнка из детдома. Звучит в фильме обидное слово «подкидыш» сказанное одной из мамаш со двора — куда же без них? Показаны переживания родителей, которые боятся не справится с новым для себя званием мамы и папы. Соседи переживают, что не были добрее к девочке. Показано это всё без излишней чернухи и нагнетания. Из не самого простого сюжета получилась такая добрая картина без фальши и показухи.
Одна из основных линий сюжета – отношения Тони с соседями по коммуналке. Преподносится мораль – соседи могли проявить больше понимания к девочке. А куда уж больше? Соседи тепло и с интересом встретили девочку и, потихоньку, начали её приучать к правилам совместного проживания в коммунальной квартире. Конечно девочку жалко. Но, жалость — очень опасное чувство. Окружающие своей жалостью могут сослужить таким детям «медвежью услугу».
У маленькой Тони комплекса сироты нет. Тоня ни разу не пыталась «продавить на жалость» окружающих и спокойно рассказывала о детдоме.
Фильм «Странные взрослые» рекомендуется к просмотру.
Поначалу у режиссера даже были сомнения, справится ли девочка с такой драматичной и недетской ролью. Но, Рита справилась, и блестяще.
К сожалению, сейчас так играть не умеют...
После этого Риту пригласили на главную роль в еще одном фильме - «Дети, как дети». Этот фильм получил Приз Интервидения. Потом было еще несколько главных ролей: Рита в «Свете в окне», Маша в сказке «Пока бьют часы», Гуля Королева в «Четвертой высоте».
Маргарита Сергеечева и Леонид Михайлов в фильме «Подзорная труба», 1973 год.
Белокурые кудряшки, непосредственность и искренность в кадре, упрямые своенравные героини, — Рита запоминалась с первого же эпизода.
В 1982 году Рита сыграла отважного второго помощника капитана Настю Филимонову в замечательной экранизации «Без году неделя».
Также необходимо отметить экранизацию «Дети, как дети», где у Риты Сергеечевой была главная роль. Режиссеру удалось собрать прекрасный актерский ансамбль: Александра Калягина, Маргариту Терехову, Никиту Михайловского, Аду Роговцеву, Анатолия Кузнецова. Картина получила Приз Интервидения на XV Международном фестивале телефильмов «Злата Прага».
Всего же в фильмографии Маргариты Владимировны более 20 работ.
Кадр из фильма «Сказки старого волшебника», 1984 г.
В 90-х Маргарита неожиданно пропала с экранов. Ее последними картинами стали «Дураки умирают по пятницам» и «Брюнетка за 30 копеек». А потом кино закончилось...
Маргарита Владимировна решила круто поменять направление: получить профессию медика. У нее был пример родителей, которые работали врачами. Неожиданно для многих своих коллег Рита Сергеечева поступила в мединститут и успешно его окончила. Это было как раз в 90-х, когда она перестала появляться на экранах. В 1997-м она вернулась в Санкт-Петербург и устроилась работать на «Скорую помощь». Только те, кто прошел через это, знают, насколько тяжело трудятся врачи скорой, сколько жизней они спасают ежедневно.
Маргарита Сергеечева во время работы на Скорой помощи.
Некоторое время Рита была довольна своей новой жизнью: она нужна, она приносит реальную пользу. А киношное прошлое… Оно осталось в прошлом. Даже если к ней подходили на улице, интересуясь, не она ли та самая актриса, которая играла «девочек с косичками», Маргарита скромно отвечала отрицательно. Так прошло около 10 лет. А потом грянула беда...
Маргарите было 44 года, когда она, собираясь в отпуск в Крым, вдруг почувствовала себя плохо. Она отправилась в больницу, по пути ей стало хуже, а уже на следующий день она оказалась наполовину парализованной: последствия инсульта. Кормильцем маленькой семьи пришлось стать ее маме-пенсионерке. Врачи делали для своей коллеги все возможное, спустя год после инсульта решено было провести сложную операцию на головном мозге, которая должна была улучшить состояние Риты Сергеечевой.
Восстановление было долгим: фактически она училась жить заново. Обо всем этом Маргарита Владимировна и ее мама рассказали в 2011 году на ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят»: Рита Сергеечева: Я нашлась! Пусть говорят. Выпуск от 25.10.2011 года:
Зрители были поражены мужеством и стойкостью этой маленькой хрупкой женщины: ее взгляд, казалось, совсем не изменился, остался таким же прямым и открытым, как в детстве, и Маргарита, как и прежде, говорила то, что думает, ничего не скрывая и не пытаясь приукрасить.
С тех пор жизнь любимой многими актрисы не сильно изменилась. У нее по-прежнему частично не работает правая рука, ей живется нелегко, но, Маргарита Владимировна не теряет бодрости духа.
Маргарита Сергеечева с мамой.
Маргарита разводит орхидеи, в ее доме живут кошки и аквариумные рыбки, и она активно выступает в защиту животных. Теми зрителями, которые помнят и любят роли Маргариты, создано сообщество ее имени, в котором обмениваются мнениями о творчестве актрисы и иногда организуют сбор средств: ведь Маргарита по-прежнему живет на одну небольшую пенсию.
Екатерина Дурова и Маргарита Сергеечева в телепередаче «Пусть говорят».
Несмотря на все сложности и беды, постигшие эту талантливую актрису, для нас она навсегда останется той белокурой «девочкой с косичками», честной и откровенной, с правдивым взглядом ярко-синих глаз, какой мы помним ее по фильмам.
Видео удалено или не является публично доступным
Фильмография:
1973 - Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах (короткометражный) - Рита
1973 - Подзорная труба (короткометражный) - Алёнка
1973 - Капитан (короткометражный) - Алёнка
1973 - Где это видано, где это слыхано (короткометражный) - Лена Илютина
1974 - Странные взрослые - Тоня - Джульетта Антонова
1974 - Ещё не вечер - Лена, дочь Шевяковой (нет в титрах)
1976 - Пока бьют часы - Маша, школьница
1977 - Четвёртая высота - Гуля Королева в детстве
1978 - Дети как дети - Оля
1980 - Свет в окне - Рита
1982 - Без году неделя - Настя Филимонова
1984 - Сказки старого волшебника - Золушка
1985 - Подсудимый - девушка из компании Вешнева (нет в титрах)
1985 - Жил отважный капитан - Тася Желдакова
1986 - Кто войдет в последний вагон - Пескарёва
1987 - Про любовь, дружбу и судьбу - Маша
1988 - Помилуй и прости - Таня, официантка
1989 - За прекрасных дам! - Таня
1990 - Дураки умирают по пятницам - Ритка
1991 - Брюнетка за тридцать копеек - "Золушка" (Любовь Александровна Кирпичева)
Озвучивание Маргариты Сергеечевой:
1970 - Мы покупаем пожарную машину (Wir kaufen eine Feuerwehr)
1972 - Я вырос у моря (Xatirələr Sahili) - Салим в детстве (роль Бахруза Караева)
1973 - Полуночник (Naktibalda) - Шиша (роль А.Правилонаса)
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3