Лина возвращалась с кладбища, куда ходила проведать своего супруга. Сегодня было ровно 40 дней как он умер. Лина очень любила Никиту, и теперь просто не представляла как ей жить без него дальше. Он погиб в самом рассвете лет, ему едва исполнилось 27 лет.
Она сама была на год младше, вместе они прожили счастливые восемь лет. Никита, несмотря на вид сердцееда и мачо, любил свою жену и был патологически верен. Они полюбили друг друга давно, ещё в те времена, когда были бедны и на ужин довольствовались одним пакетом китайской лапши на двоих, или варёной картошкой без хлеба.
Но уже тогда они были счастливы, потому что любили и во всём поддерживали друг друга.
Никита - студент архитектурного факультета, подрабатывал грузчиком. Его жена - будущий врач, подметала дворы и выгуливала чужих собак. И каждую заработанную копеечку они откладывали в общую копилку.
У Никиты был план: он работал над проектом улучшения городской среды, и готовил его презентацию для руководства города, объявившего тендеры. Чтобы предстать перед высоким начальством в достойном виде, ему требовался костюм. Для этого Никита и Лина разбили копилку. Городской совет принял во внимание проект Никиты и его запустили в работу, а никому не известный молодой человек получил хорошую должность, которую занял сразу после защиты диплома.
Вот только виделись теперь супруги очень редко. Лина пропадала на вызовах, а Никита в командировках. Возвращаясь из одной из них, он не справился с управлением и в скорой помощи сказали, что он, возможно, уснул за рулём. А ещё с ним была попутчица. Несчастная девушка умерла по дороге в больницу, так и не приходя в сознание. Кто она такая и как её зовут, Лина не знала.
Она была оглушена своим горем.
Вот и сейчас она шла, не разбирая дороги. Слёзы застилали ей глаза, потому она не сразу заметила старика с младенцем на руках. Он шёл согнувшись, словно его ноша было неимоверно тяжелой. «Интересно, что он делает на кладбище, да ещё и с ребёнком?», - подумала Лина, отступая в сторону и пропуская незнакомца. Но очень скоро она забыла о нём, снова погрузившись в свои мысли.
Прошло несколько дней. Как-то вечером, возвращаясь домой с работы, Лина вышла из маршрутного такси, накинула капюшон и раскрыла над собой зонт. С утра лил холодный дождь и можно было очень быстро подхватить простуду. Торопливо перебегая улицу, Лина посмотрела в сторону и вдруг ахнула. По тротуару медленно брел тот самый старик с малышом, которых она видела на кладбище. Вдруг старик покачнулся и едва не упал, с трудом удерживаясь на ногах. Лина бросилась к нему на помощь.
«Дедушка, давайте я помогу вам»,- сказала она, принимая на руки ребёнка. «Я провожу вас домой, где вы живёте?»
«Нигде не живу»,- тихо ответил он. «Мой дом не здесь»
«А как же вы оказались на улице, да ещё и с младенцем? Это ваш внук?»
«Внук. Сын моей дочки. Совсем недавно она умерла»,- заплакал старик, «вот теперь я хожу по своим дальним родственником и умоляю, чтобы Егорушку взяли на воспитание и не отдавали его в приют. Но меня отовсюду гонят, как собаку»
«Я не прогоню»,- сказала ему Лина. «Я живу в этом доме за углом. Пойдёмте ко мне, там на месте разберёмся и вы мне все расскажите. Я Лина, а вас как зовут?»
«Иван Фёдорович»
«Идёмте, Иван Фёдорович, вам и малышу нужно согреться»
Старик с благодарностью взглянул на молодую женщину и поспешил за ней.
«Малыш плачет, он, наверное, голоден»,- обратилась Лина к старику.
«Тут в сумке есть бутылочка с кашей. Можно покормить»,- начал старик, но женщина его перебила.
«Вот магазин, сейчас зайдём и все купим. Каша наверняка уже не свежая, да к тому же холодная»
Через 20 минут Лина приготовила малышу смесь, искупала и переодела его.
Потом, пока Иван Фёдорович принимал ванну, накормила Егорушку и уложила спать, а сама накрыла к ужину стол. Иван Фёдорович со слезами на глазах поблагодарил добрую женщину.
«Да ну, что вы, как можно остаться безучастным к людскому горю?»
«Вот так и получается, что чужие добрее, чем свои»,- вздохнул старик.
«Расскажите мне всё, Иван Фёдорович»,- упросила его Лина.
Пожилой мужчина поел, и теперь, грея руки чашкой чая, начал свой долгий рассказ.
«Жена у меня была хорошая, Полиной звали. Жили мы с ней душа в душу, но видно в чем-то провинились перед Богом, что он нас так наказал»,- Иван вздохнул, вспомнив свою жену. Как же он её любил, на руках носил, заботился, и она отвечала ему тем же. Столько лет счастья Полина подарила ему, не один десяток. Вот только с детьми не получалось. И вот ведь чудо - уже к 45 Полина забеременела и приняла решение рожать.
«Да ты что, Полина мне ведь уже за 50 перевалило, засмеют ведь люди, у нас же деревня. Да и тебе о себе надо позаботиться»
«Ничего»,- отрезала Полина. «Смеются - не плачут, а я очень хочу родить этого малыша, ведь недаром я забеременела спустя столько лет. Да и что такое 50 лет для мужчины?»
Иван спорить не стал, только покачал головой. Беременность жены протекала нормально, но перед родами врачи всё-таки положили её в больницу, опасаясь за состояние женщины. Иван тогда здорово испугался, и прежде всего за здоровье жены. Но всё обошлось, и когда подошел срок, на свет появилась Катюша. Доченька.
Счастье отца и матери. Полина оказалась права, Иван ни минуты не жалел, что стал папой. Катюша росла красивой, любознательной и очень бойкой девчушкой. Она рано пошла, рано начала говорить и вообще, взрослела так быстро, словно торопилась поскорее сделать это. Ни Полина, ни Иван никогда не сюсюкались с малышкой.
Разговаривали на равных, и это тоже сыграло в воспитании свою роль. Катя всегда была самостоятельный и серьезной.
15 лет исполнилось ей, когда матери не стало.
И ничего не предвещало беды, был самый обычный день, но возвращаясь из города, Полина вдруг охнула, беспомощно оглянулась, а потом упала на тропинку, чтобы уже никогда не подняться.
«Полина! Полиночка! Полина!»,- кричал Иван. «Катя, скорую, срочно, быстрее!»
Дочь метнулась к телефону, но когда появились врачи, увидели, что Иван сидит на дорожке, положив голову жены себе на колени и гладит её по волосам, как будто она все ещё была живая и могла ощущать его поддержку. И вот с этого дня осиротевший Иван, от которого словно оторвали часть его самого, стал сам воспитывать повзрослевшую дочь. Он старался как мог, но видно что-то всё-таки делал не так. Сколько раз соседка Клавдия говорила ему, качая головой:
«Ваня, ну что ж ты Катю свою совсем распустил! Здоровая такая вымахала, а помощи тебе от неё никакой, сам на этом проклятущем огороде пластаешься, и у скотины управляешься. А она только по двору расхаживает»
«Экзамены у неё, Клава. Готовится она»
«К Ваське Самойлову она готовится, а не к экзаменам. А ты знаешь какой он шалопай? Вот принесёт тебе в подоле, тогда не говори, что я тебя не предупреждала»
«Клава, ты не понимаешь. Я всё вижу, но как и что я могу ей сказать? Как объяснить? Вот была Полина...»
«Да что уж тут объяснять»,- махала руками Клавдия. «Прости меня, соврала я, да только ж это тебя жалеючи. Вот как чувствую, хапнешь ты с Катькой горюшка, узнаешь почём фунт лиха»
Иван узнал, едва Катерине исполнилось 18 лет. Она собралась ехать в город учиться на штукатура.
«Катя, да что что за профессию ты выбрала? Не женское ведь это дело, тяжелое»,- попытался отговорить её отец. «Ну, может на повара, на парикмахера, или медсестру»
«Нет, пап, я буду штукатуром. Я узнавала про поваров твоих, парикмахеров, их целая куча, а вот хорошего штукатура найти целая проблема. Зато и заработки совсем другие, а ещё если бригада попадёт к богатому заказчику, это вообще золотое дно»
«Эх Катя, ну в кого ты такая упрямая?»
«Сама в себя. И ты не думай, что я всю жизнь работать буду. Нет. Я найду себе хорошую партию, и выйду замуж может за какого-нибудь прораба, и горя знать не буду»
Настояв на своем, Катя уехала в город. Немножко пожила у одних дальних родственников, потом у других, но однажды Иван приехал проведать её и узнал, что она живёт в общежитии.
«Не хочу я, пап, с ними жить. Все умничают, поучают меня, а я сама все знаю»
«Глупая, да что ты можешь знать-то?»,- махнул рукой на дочь Иван. «Поехали домой, там работу себе найдёшь»
«Куда? В деревню? Да не за что! Ну уж нет, папочка, моя судьба меня здесь ждёт»
Иван Фёдорович вздохнул.
«И ведь ты понимаешь, Лина, нашла-таки её судьба, или она её. На стройке познакомилась моя дочка с хорошим парнем, стали встречаться. Когда Катя забеременела, даже приезжали ко мне знакомиться. Мужик её мне понравился, вежливый такой, обходительный. По дому мне помог, крышу с ним вместе подлатали.
Ну вот я и успокоился. Только почему-то как ни спрошу про свадьбу, они смеются, ни да, ни нет не говорят. А Катя отшучивается, как соберёмся, говорит, пожениться, тебе первому скажем. Так у тебя же живот уже до носа достает, не поздновато ли потом будет, спрашивал я у неё. А она мне знаешь что отвечала? «Пап, но я хочу красивое платье, свадьбу и все такое, а куда же с животом?»
А потом родился Егорушка, я был так рад. Как-то незадолго до гибели Катя приехала ко мне с малышом и попросила, чтобы я присмотрел за ним, сказала, что у них с Никитой дела. Обещали к вечеру вернуться, ну и все. В аварии погибли. Я с Егорушкой сразу приехал, пока то, да се, оставил его у родственников. Брат мой двоюродный, значит, ну, его семье. А потом, когда уже все прошло, они сказали забирай его и все тут, у нас своих проблем, говорит, хватает. Я к другим."
Умолял, чтобы они взяли опеку над ним, но те тоже прогнали
«Подождите, вы сказали Никита?»,- немного помолчав и словно, пытаясь поймать какую-то мысль, проговорила Лина. «Мой муж тоже Никита и он погиб с какой-то девушкой»
«Нет, тот был не женат», покачал головой старик. «Кольца на пальце не было, да и Катя бы мне сказала»
Но Лина не дослушала его и вышла из-за стола. Вернулась она с фотографией Никиты, и старик, вскрикнув, протянул в портрету дрожащую руку.
«Это он, о Господи...»
Лина не выдержала и расплакалась. Как же так? Получается, Никита ее обманывал, а она была такая глупая, совсем слепой. Обида захлестнула ее с головой. Поднявшись, она зашла в комнату, легла на диван, и уткнувшись лицом в подушки горько зарыдала.
Долго в полном безмолвии сидел Иван Фёдорович на кухне, склонив голову над недопитым чаем. Потом встал, надел свои подсохшие вещи, взял внука на руки и отправился к дверям. Лина услышала, как тихонько стукнула входная дверь и вышла. Ее лицо опухло от слез, голова раскалывалась, а сердце разрывалось на части, но она догнала старика и позвала его.
«Куда же вы пойдёте? Поздно уже, да и погода какая, а вы ещё и с ребёнком»
«В деревню уеду, дождусь утреннего рейса на вокзале»,- сказал старик. «Ты прости меня, дочка, я ведь все понимаю. Кто же знал, что оно все вот так»
«Да не надо вам никуда ехать, Иван Фёдорович»,- проговорила Лина, приняв внезапное решение, которое показалось ей единственно правильным. «Оставайтесь у меня. Все-таки Егорка вам родной, да и мне, получается, тоже не чужой, как-нибудь воспитаем»
Иван Фёдорович повернулся к Лине и вдруг, придерживая малыша, спустился перед ней на колени, склонив седую голову перед этой женщиной с невероятной доброй душой.
«Простите меня, Лина, простите меня за Катю, за Егорку, за все простите»
«Иван Фёдорович, да ну что вы. Ну перестаньте, поднимайтесь сейчас же.»
«Ну как не стыдно, разве так можно?»
«Не надо, вы тут не при чём, это судьба, а от неё, как говорится, не уйдёшь.»
Лина бросилась к нему, слёзы снова хлынули из ее глаз. И что-то успокаивающее говоря старику, она помогла ему подняться. А потом, взяв на руки Егорку, вернулась с ним в квартиру.
С тех пор прошло 10 лет. Два счастливых года прожил с Линой и Егоркой Иван Фёдорович в ее квартирке, а потом тихо ушёл во сне. Его улыбка, застывшая на губах, говорила о том, что он благодарен Лине за ее доброе сердце, и что он может не переживать за своего единственного внука.
Прошло ещё немного времени, и Лина вышла замуж за своего коллегу-врача скорой помощи. Он тоже был вдовцом и воспитывал дочь. Как-то раз они попали вместе на дежурство и разговорились, излив друг другу душу. И с того самого дня больше не расставались. Ещё через год Лина родила Игорю сына, став многодетной матерью.
Автор: Полина Кутузова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 206
Лина, конечно, человек с добрым сердцем. Простила. И в награду получила новую семью и деток. Интересная история!