Мы зашли в кафе, выпить чаю. Потому что устали очень. Это хорошее кафе, там всегда тихо и тепло. И чай подают в чайничке синеньком, с узорами, к чайничку пиалы такие же. Недорого. И быстро подают. Мы и зашли на минутку чаю выпить. Никого нет, только за спиной сидят люди; невольно слышишь их разговор. Там сидели старичок и старушка. Не просто пожилые люди, а очень старенькие. И к столику была прислонена палочка с петелькой для руки, видимо. В тихом кафе отлично слышно каждое слово... Старичок и старушка только что познакомились, прямо у кафе. Старушка упала, а старичок помог ей подняться. Она его за это благодарила. Он ее поднял и в кафе завел. Как джентльмен. Спросил чаю и что-нибудь к чаю. И он все спрашивал старушку, не ушиблась ли она? Как нога? Что с ногой? А потом им принесли чай и они стали беседовать о процедурах. С упоением таким, воодушевленно. Старушка рассказывала про свои процедуры. А старичок делился рецептами здорового образа жизни. И рассказывал, что чай надо заваривать водой из родника. Он лично воду носит из родника, возит на саночках. Они так хорошо говорили, с таким удовольствием, эти старенькие люди. И старичок заказал роскошное угощение: по три манта и еще большую лепешку. И им сладкий пирог с кремом принесли от шеф-повара, — я же говорю, это хорошее кафе. На красивых синеньких тарелочках по большому куску сладкого пирога с белым кремом, вот. Они пили чай и беседовали прямо взахлеб. Договаривались пойти на родник, набрать воды. Обменивались рецептами оздоровления. И ели с таким аппетитом, что даже радостно на душе стало. Они познакомились. И это было как свидание. Это и было свидание. Официант включил тихую музыку, чтобы все стало как в кино. Он мне сам это по секрету сказал. И по секрету показал прозрачные пластиковые коробочки, где еще лежали куски сладкого пирога — это комплимент старичкам от шеф-повара. Это с собой. Мы ушли, а старички пили чай и ели свой пирог. Немножко перемазались кремом, как дети. И болтали, как дети. Так что жизнь не так уж плоха, правда? Такой уж выдался сегодня день. Мне тоже дали с собой сладкий пирог, — это потому, что у шеф-повара на душе стало сладко, я так думаю. Сладко и немного печально... Анна Кирьянова.
    190 комментариев
    2.2K классов
    Абдулов АлександрПредставь себе
    Александр абдуловВетер перемен
    Александр Абдуловиз "Гения"
    79 комментариев
    805 классов
    ЗА КАДРОМ «ТИХОГО ДОНА». Зачем Сергей Герасимов заставлял актрис стирать бельё и толстеть. Знаменитая актриса, народная артистка СССР и одна из красивейших женщин ХХ века Элина Быстрицкая ушла из жизни пять лет назад, в апреле 2019-го. Ей был 91 год. Свою последнюю главную роль она сыграла в театре, а вот в кино Элина Авраамовна уже давно не снималась. В её фильмографии вообще немного ролей – около 40, но среди них есть настоящие шедевры. Такой стала и роль Аксиньи в легендарном фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», который называют классикой кино по классике литературы. Картина вышла на экраны 67 лет назад, и хотя после неё было ещё две экранизации, она до сих пор считается канонической. В 1958 году фильм собрал 47 миллионов просмотров и занял первое место в кинопрокате. Ещё бы! Это сейчас «Тихий Дон» назвали бы мыльной оперой, а до этого времени на советском телевидении такого ещё не видели... Мирная жизнь, война, предательство и, конечно, любовь - запретная и мучительная: глубокий драматизм сюжета до сих пор не оставляет зрителя равнодушным. Первый фильм по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» вышел ещё в 1931 году – это была немая картина по первым двум томам книги, с Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской в главных ролях. А спустя 8 лет Сергей Герасимов задумал снять свою версию экранизации романа Шолохова, но тогда осуществить замысел ему не удалось из-за внезапно обострившихся отношений Сталина и Шолохова. Режиссёр вернулся к этой задумке лишь в 1955 году, после смерти вождя, когда снимать «Тихий Дон» было больше не опасно. Писатель одобрил идею, сценарий утвердили на худсовете, и Герасимов приступил к съёмкам. Сам Шолохов отказался помогать Герасимову и не хотел вмешиваться в процесс создания картины. Однако практически всё делалось с его одобрения, в том числе и утверждение актёров. А таковых в процессе отбора на главные и второстепенные роли набралось более двухсот! Пришлось потрудиться и потратить немало времени на то, чтобы сформировать идеальную актёрскую группу. А вот Элину Быстрицкую утвердили на роль Аксиньи практически сразу и сделал это лично Михаил Шолохов. Быстрицкая мечтала об этой роли с юности - с тех пор, как репетировала её для студенческой постановки. Правда, тогда эта попытка оказалась неудачной - мастер курса её раскритиковал, заявив, что удел актрисы - играть романтических героинь Шиллера. На этот раз она набралась храбрости и сама позвонила режиссёру, попросив дать ей шанс поучаствовать в пробах. Когда же Шолохов узнал об этом, он настоял на её кандидатуре, посчитав Быстрицкую идеальным попаданием в образ Аксиньи, и её утвердили на роль. По словам Быстрицкой, Нонна Мордюкова, тоже мечтавшая об этой роли, из-за этого едва не наложила на себя руки, а после премьеры фильма при встрече с соперницей произнесла: «Всё-таки сыграла ты её, проклятая!» После этого актрисы никогда прилюдно не выражали антипатии друг к другу, но Мордюкова так и не смогла простить этого поражения конкурентке. ⠀ Для этой роли Элине Быстрицкой пришлось поправиться на 15 кг, что далось ей с большим трудом. Кроме того она преодолела страх перед лошадьми и научилась держаться в седле. Но этого было недостаточно: изящные, нежные руки актрисы совсем не походили на привыкшие к тяжёлому крестьянскому труду руки Аксиньи. Поэтому для того, чтобы они огрубели, перед съёмками актриса усиленно занималась стиркой белья вручную и ходила на Дон за водой с коромыслом. А местные казачки учили её, как это делать «правильно»: «Чтобы и воду не расплескать, и мужиков с ума свести, воду нужно носить бёдрами, тогда казаки будут пялиться и глаза сломают!». ⠀ Спустя годы Быстрицкая признавалась, что роль Аксиньи стала для неё и судьбоносной, и роковой одновременно - она принесла ей всенародную любовь и популярность, но далась ей очень тяжело и долгие годы её не отпускала - с тех пор миллионы зрителей ассоциировали её только с этой героиней. Ведь она буквально вжилась в эту роль. «После «Тихого Дона» тридцать старейшин донских казаков вручили мне грамоту на пергаменте в виде свитка, где объявили меня почётной казачкой и просили впредь называться не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, но чрезвычайно им благодарна за признание моих заслуг», - рассказывала актриса. Самые большие трудности у режиссёра возникли с поисками актёра на главную мужскую роль - ни одна из кандидатур не казалась ему подходящей. Сначала «Григория Мелехова» пытались искать среди казаков в ростовских станицах, но все они либо попадали в образ, но не подходили внешне, либо наоборот. Режиссёр уже был готов смириться с не самой удовлетворяющей его кандидатурой, когда ему помог случай. На «Мосфильме» проходили прослушивания на эпизодические роли, и на одно из них пришёл Пётр Глебов. Герасимов обратил на него внимание — его зацепили «сильные» глаза актёра и его голос. К удивлению ассистентов, режиссёр попросил их загримировать Глебова под Мелехова и благополучно об этом забыл. А на следующий день, когда Герасимов пришёл на «Мосфильм», его встретил тот самый Григорий Мелехов - будто сошедший со страниц романа. ⠀ Натурные съёмки было решено проводить на родине романа, в Ростовской области. Стараниями художников вблизи хутора Диченского вырос хутор Татарский, в котором были построены курени Мелеховых, Астаховых, Листницких и даже церковь, куда любили забираться местные, чтобы было удобнее наблюдать за процессом съёмок. Внутреннее убранство домов главных героев при этом было воспроизведено в павильонах «Мосфильма». С наступлением осени вся работа переносилась в Москву, куда перевозили мебель, утварь, посуду, настоящие донские лавки, двери и сундуки. ⠀ Местные жители Диченского сначала с подозрением относились к приезжим из столицы, однако, когда поняли, что киношники относятся к делу серьёзно, стали неотъемлемой частью съёмочного процесса. По признанию тех, кто работал над фильмом, без казаков им бы точно не удалось воспроизвести настоящую атмосферу донского хутора. Даже в том, как они двигались или повязывали платок, была особенная магия и сила, которую артисты пытались повторить. По заданию режиссёра они «обживали» свой образ, занимаясь обычными деревенскими делами вместе с местными жителями. И надо сказать, у них отлично получалось. Так, однажды, когда Элина Быстрицкая шла к колодцу за водой, Пётр Глебов догнал её на своём коне. Актриса крикнула ему вслед какую-то фразу из сцены, которая должна была сниматься на днях, тот ответил, и постепенно между ними завязался шутливый диалог. В этот момент им встретилась хуторская бабушка с коромыслом, воспринявшая игру актёров всерьёз, и вклинилась в беседу. Только когда вся троица возвращалась назад, бабушка поняла, что Глебов и Быстрицкая — актёры. И те, конечно, были очень довольны результатами незапланированной репетиции. Жители хутора вскоре настолько свыклись с актёрами, что воспринимали их исключительно как персонажей книги — если кто-то приезжал в станицу и спрашивал среди местных, где живёт Глебов, те не могли ему ответить. Зато где живёт Гришка Мелехов, знали все. ⠀ Местные не только консультировали, но и активно участвовали в съёмках. На хуторе было престижным хоть как-то приложить руку к созданию картины. Перед гримёрами и костюмерами стояла сложная задача — одеть, обуть и загримировать десятки актёров массовки. И некоторые из них были настолько убедительны, что им даже давали эпизодические роли с репликами, а другие довольствовались тем, что «одалживали» из гримёрок предметы казачьего гардероба, например чубы, и щеголяли в них деревне. На следующий день все «одолженные» вещи всегда возвращались, но немного потрёпанными. ⠀ Герасимов был так дотошен и настолько погрузился в рабочий процесс, что однажды даже принялся учить местных казачек манерам – в хуторском магазине он окинул взглядом местных продавщиц и преподал им урок актёрского мастерства: «Разве казачкам так подобает стоять?» И стал показывать, как надо. Стремясь к максимальной достоверности, режиссёр настаивал на работе актёров без всяких дублеров. Так, героиня Людмилы Хитяевой, Дарья, по сюжету должна была топиться в Дону. Но артистка панически боялась воды – она выросла на берегу Волги и в юности трижды тонула. Но режиссёр на этот аргумент и бровью не повёл: «Люся, не переживай, утопим как следует!»… «Перед съёмками я не спала всю ночь, – вспоминала актриса. Словно предчувствовала весь этот ужас, ведь Герасимов, помешанный на точности, «топил» меня 13 раз, пока не добился нужного эффекта». ⠀ Шолохова не раз приглашали на съёмки, но тот полностью доверял Герасимову, поэтому писателю показывали отснятый материал уже в студии, где он мог вносить свои правки. Постепенно, шаг за шагом начал формироваться фильм, и к весне 1957 года первые две серии были готовы. Шолохов был так доволен результатом, что попросил сначала показать картину своим землякам и устроить премьеру в его родной станице Вешенской. Когда съёмочная группа прилетела туда из Ростова, в Вешенскую съезжались жители всех окрестных деревень - целыми семьями, поэтому просмотры проходили практически круглосуточно. Пока одни зрители смотрели фильм, другие приезжали, а третьи - прямо на площади, на улице обсуждали его друг с другом. Герасимов потом вспоминал, что никогда ещё его работа не встречала столь искреннего энтузиазма и любви зрителей. ⠀ Официальная, как бы сейчас сказали, светская премьера прошла в московском кинотеатре «Ударник» в октябре 1957-го, когда режиссёр вовсю работал над третьей частью киноэпопеи. Тогда обычный кинозритель, наверное, впервые увидел на экране такую палитру красок – столько эмоций, такие большие чувства, такая роковая страсть! Игра актёров и сейчас поражает, и фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что ему уже очень много лет! А актёрские работы оказались настолько яркими, сильными и искренними, что, читая книгу, уже сложно представить себе другого Григория или Аксинью.
    12 комментариев
    117 классов
    Мы же это уже проходили, Ты уже расставалась со мной, А у нас тут сирень посадили, Если что, возвращайся весной. Владимир Никонов
    56 комментариев
    757 классов
    Магомаев МуслимУлица моя лиственная
    212 комментариев
    2.3K классов
    «Знаю, за всё надо платить, пусть это будет бедность, болезнь, что угодно, я на всё согласна ради этого счастья». В начале ХХ века случилась одна из тех историй, что о запретной любви, выборе и цене, которую порой приходится платить. Её герои — Александр Колчак, Верховный правитель России, флотоводец, учёный, и Анна Тимирёва, русская поэтесса, дочь композитора и пианиста. Считается, что самые счастливые дни адмирал Колчак провёл на Дальнем Востоке, ведь именно здесь получила продолжение самая яркая история любви в его жизни. Началась она намного раньше — впервые Анна увидела Александра в январе 1915 года в Петербурге — и состояла из мимолётных свиданий наедине, встреч у всех на глазах и долгих разлук. В мае 1918 года контр-адмирал в отставке Сергей Николаевич Тимирёв в чину уполномоченного военно-промышленного комитета на Дальнем Востоке с супругой Анной Васильевной направляется во Владивосток к месту службы. Волею судьбы Анна, ранее потерявшая связь с Александром, узнаёт, что он рядом. В Японии между Тимирёвой и Колчаком разгорается бурный роман, и август 1918-го становится для них самым счастливым временем вместе. «Александр Васильевич встретил меня на вокзале в Токио, увёз в Империал-отель. Он очень волновался. Ушёл — до утра… приехал ко мне на другой день: «У меня к Вам просьба. Пойдёмте со мной в русскую церковь». Церковь почти пустая, служба на японском, мы стоим рядом, молчим…» В сентябре 1918 года они прибывают во Владивосток и селятся в разных гостиницах — «Золотой Рог» и «Версаль». К этому моменту уже готовы документы на развод Анны с супругом. Колчак же официально состоит в браке с Софьей Фёдоровной. Из Владивостока в Омск они отправляются разными путями и уже зимой 1918-го встречаются вновь. Анна устраивается переводчицей при отделе печати управления делами Совета министров и Верховного правителя. Отныне Колчак для неё — гражданский муж. «Я ехала как во сне. Стояла весна, все сопки цвели черёмухой и вишней – белые склоны, белые облака… Чтобы встретиться, мы с двух сторон объехали весь земной шар, и мы нашли друг друга. <…> Знаю, за всё надо платить, пусть это будет бедность, болезнь, что угодно, я на всё согласна ради этого счастья, сегодняшнего, нынешнего, ради вот этого лета 1918 года, а там будь, что будет!» Июнь 1919 года. Две армии Колчака разбиты, начинается распад вооружённых сил, дезертирство. Охранявшие адмирала чехи передают его эсерам-меньшевикам, захватившим власть в Иркутске. Когда Александра в 1920 году заключают под арест, Анна является в Иркутский ревком и требует, чтобы её посадили в ту же тюрьму, что и мужа. За час до расстрела Колчака случается их последнее свидание в камере. После смерти Колчака Анна Тимирёва некоторое время находилась в тюрьмах Иркутска и Новониколаевска, а освободилась летом 1922 года уже в Москве, из Бутырской тюрьмы. В этом же году она вышла замуж за инженера-строителя Всеволода Книпера, но через три года была вновь арестована. Всего Анна Тимирёва провела в лагерях 37 лет. За пять лет до смерти, в 1970-м, она написала строки, посвящённые главной любви своей жизни — Александру Колчаку: Полвека не могу принять — Ничем нельзя помочь — И всё уходишь ты опять В ту роковую ночь. А я осуждена идти Пока не минет срок И перепутаны пути Исхоженных дорог… Но если я ещё жива Наперекор судьбе, То только как любовь твоя И память о тебе.
    737 комментариев
    1.2K классов
    Почему у тех, кто хочет жить по Евангелию, так много испытаний, болезней, скорбей, а у грешников обычно жизнь бывает тихая и спокойная? «А вы видели когда-нибудь охотника за птицами?» – «Видели». – «Тогда скажите: бежит охотник за подстреленной птицей?» – «Нет, он охотится за другими, а подстреленных и убитых пока не берёт, знает, что они всё равно в его руках». – «Вот так, дорогие мои, и диавол, охотник за душами, он охотится только за теми, кто летает, кто духовно здоров, а подбитых, мёртвых душой не трогает – знает, что они всё равно в его руках». ⠀ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
    195 комментариев
    824 класса
    Дочь морской бригады. Как советские солдаты спасли 2-летнюю девочку, заминированную немцами. Пожалуй, во всей Северной Осетии нет человека, который не расскажет вам об этой истории и о девочке, ставшей настоящей легендой для республики. Её имя Хадизат Джиоева, но на родине она больше известна как Эльхота Морская. Такое необычное имя ей дали солдаты 84-й отдельной морской стрелковой бригады, спасшие малышку от верной гибели во время Великой Отечественной войны. В возрасте двух лет она попала в детский дом и долгие годы жила надеждой найти свою маму. Хадизат родилась в декабре 1940 года в семье Садуллы и Нуцы Джиоевых из села Эльхотово. Село расположено в районе Теснины Аргов, получившего со временем своё знаменитое историческое название - Эльхотовские ворота. Во все времена район Эльхотовских ворот имел важное стратегическое значение, потому что он служит единственным в том районе проходом через Сунженский хребет, открывающим путь на север – к нижнему Дону, а на юг – в Закавказье. Этот проход издавна привлекал внимание завоевателей. Да и не мог не привлекать, потому что открывал доступ к Кавказским горам с богатейшими залежами полезных ископаемых и к землям Предкавказской долины. Фашистские захватчики не стали исключением... Когда началась война, Хадизат было всего полгода. Вслед за сотнями своих односельчан её отец отправился на фронт, а оставшиеся в Эльхотово жители начали строить оборонительный рубеж. Мать девочки вместе с односельчанами рыла окопы и траншеи, помогала в сооружении противотанковых рвов. Пока женщина трудилась на благо Победы, её свекровь находилась с маленькой Хадизат. Обстановка на Кавказе накалялась с каждым днём. Гитлеровское командование планировало силами трёх групп войск выйти в Закавказье. Одна из них должна была обойти Кавказский хребет с запада, захватив Новороссийск и Туапсе. Другая - с востока, взяв Грозный и Баку. Третьей группировке предстояло преодолеть хребет в его центральной части и выйти в районе Тбилиси, Кутаиси и Сухума. Если бы расчеты немцев оправдались, то они смогли бы объединить свои силы с турецкими дивизиями, которые были развернуты на границе с СССР. Но фашистские войска стали терпеть одну неудачу за другой. Поэтому им был отдан новый приказ - наступать через Эльхотовские ворота. ⠀ Из воспоминаний жителя села Эльхотово, Алимбека Тогузова: «Мы с мамой работали на поле. Мне было шесть лет, но я до сих пор помню этот звук немецких самолётов, которые начали сбрасывать бомбы. Всё вокруг взрывалось и горело. Мама накрыла меня собой. Помню, как из села прибежали люди, они подняли меня и маму с земли, увезли на бричке домой. Там быстро собрали какие-то вещи, еду и нас отвезли за Татартупп. Потом рассказывали, что местные ребята от 10 до 15 лет украли из своих домов отцовские ружья и пошли на окраину Эльхотово, чтобы не пустить врага дальше. Их было около двадцати человек, немцы всех убили…» ⠀ 24 августа 1942 года немцы вошли в Эльхотово и встретили ожесточенное сопротивление. Трижды населённый пункт переходил из рук в руки, после авианалетов и ударов артиллерии превратившись в руины. Часть жителей успела перейти через реку и спрятаться в пещерах, которые ещё во время татаро-монгольских набегов служили надёжным укрытием для местного населения. А вот Нуца Джиоева с семьей туда сбежать не успела. ⠀ Кровавая битва у Эльхотовских ворот началась в октябре 1942 года и длилась 70 дней и ночей. Противник стремился во что бы то ни стало прорваться в Закавказье. Очевидцы событий вспоминали, что «лавины фашистских танков, поднимая кустарник и деревца, взбиралась по склонам хребта, их сопровождал огневой вал немецкой артиллерии. Горела земля, плавился металл, крошились каменные глыбы. Всё вокруг было окутано густым маслянистым дымом». ⠀ Ни днём, ни ночью не прекращались кровопролитные бои. В дневнике одного из убитых немецких офицеров была такая запись: «Мы ведём борьбу за эти километры больше, чем за всю Францию. Противник стоит как гранитные скалы проклятых Кавказских гор». ⠀ И действительно, защитники Эльхотовских ворот – бойцы и командиры 151-ой стрелковой дивизии, моряки - североморцы 19 бригады и 84-й особой морской стрелковой бригады стояли здесь насмерть. Рядом с ними отважно бились в бою добровольцы из кавказских республик, в том числе и Северной Осетии. Ветеран 10-й особой стрелковой бригады, Алексей Черняев, вспоминал: «После танков шла пехота. Отборные бойцы румынских подразделений наступали во весь рост. Они напоминали машины. На обгорелых лицах выступали капельки пота. Мы расстреливали вражеских солдат в упор, но пуля их не брала, приходилось сходиться врукопашную. В некоторые дни фашисты атаковали наши части до 15 раз. После того, как наступление гитлеровцев было остановлено, долина покрылась десятками разбитых танков и сотнями трупов солдат и офицеров». ⠀ Но всё же бои продолжались в течение октября – ноября 1942 года, после чего советские войска перешли в контрнаступление. И только 3 января 1943 года село Эльхотово было освобождено, а советская армия перешла в наступление. И на этот раз враг не прошёл через Эльхотовские ворота - они остались на крепком замке. ⠀ Когда ещё шли бои за Эльхотово, часть советских бойцов заняла западную окраину села, а часть осуществляла разведку в других районах. Однажды, проходя мимо одного из разрушенных домов села, старший лейтенант Александр Лымбак вдруг услышал детский плач. Вместе с сослуживцем Николаем Чуевым они решили войти во двор. Вошли и застыли от увиденного... ⠀ Парень из Львова Саша Лымбак до переброски бригады на Кавказ, только успел отметить своё 20-летие. Ловкий, бесстрашный, исполнительный, он был на хорошем счету среди товарищей. В тот день, 2 октября 1942 года, Александр вместе со старшиной Николаем Чуевым возвращался с задания… Вот как рассказывал об этом Михаил Бондарчук, начальник разведки 84-й отдельной морской стрелковой бригады: «Осенью 1942 года наша бригада была передислоцирована на Северо-Кавказский фронт, где шли в это время ожесточенные бои. Немцы рвались к Каспию, к нефти, а бригаде необходимо было задержать продвижение противника. При огневой поддержке дивизиона бронепоездов нанесли мы несколько ударов по противнику и заняли западную окраину осетинского селения Эльхотово. Старший лейтенант Александр Лымбак с товарищем производил разведку на нейтральной зоне, как вдруг услышал детский плач, доносившийся из разрушенного дома... Разведчики осторожно пробрались во двор, и первое, что увидели, - мёртвую женщину и ребёнка, завёрнутого в одеяло и привязанного к столу. Разведчики кинулись было сразу отвязывать его, но тут заметили провод, который тянулся под пол. Ребёнок оказался заминированным. Мину обезвредили, а девочку унесли в медсанроту. Бригаду тут же облетела весть о ребёнке, бабушку которого фашисты убили, а его сделали приманкой. Решено было девочку удочерить. Назвали её Эльхотой, чтобы на всю жизнь запомнила место, где её нашли, а фамилия у неё стала - Морская. Оформили свидетельство. Приёмная дочь бригады не могла долго оставаться со своими новыми родителями. Шли тяжёлые бои, и девочку пришлось отправить в глубокий тыл, в детский дом». ⠀ Советские солдаты принесли найденную ими раненую, измождённую девочку в медсанроту, где из её раны извлекли осколки снаряда, и она оставалась там до полного выздоровления. За то время, которое Эльхота Анатольевна Морская (отчество ей дали в честь замполита Анатолия Данилова) провела у бойцов, она стала всеобщей любимицей. Они шили ей одежду, кормили с ложки, играли с ней. Откуда-то умудрились достать дойную козу и ежедневно обеспечивали Эльхоту свежим молоком. Вот что пишет в статье «Эльхота Морская» в декабрьском номере газеты «Красный флот» за 1942 год очевидец событий, старший лейтенант Николай Каменецкий: «в санитарную роту бойцы посылали для девочки фрукты, сладости, письма и даже стихи. Эльхота быстро поправлялась от такого всеобщего внимания и скоро стала улыбаться. Когда Эльхоту отправляли в тыл, то к командному пункту пришли проводить её наиболее отличившиеся в боях моряки. Проводы вылились в клятву мстителей. Потом все вместе сфотографировались. Эта фотография вскоре появилась во всех блиндажах, где жили бойцы бригады. Маленькую Эльхоту держит на коленях военный фельдшер Ольга Пономарёва». ⠀ Девочку отправили в тыл, в селение Брут, что в 20 километрах от Эльхотово. Потом её вместе с другими детьми отправили в эвакуацию в Грузию и определили в Сурамский детский дом. И здесь следы её затерялись… А Александр Лымбак прошёл всю войну. С декабря 1942 года он стал помощником начальника штаба, но героизм проявлял ещё неоднократно. К примеру, в боях за станицу Кореновская Краснодарского края, Александр под сильным артиллерийским и миномётным огнём сумел восстановить связь с 1-й стрелковой ротой в условиях контратаки противника, благодаря чему контратака провалилась, а 1-я стрелковая рота захватила рубеж на окраине станицы. За этот подвиг Лымбак был удостоен Ордена Красной Звезды. ⠀ Спустя несколько лет после Победы в войне в эльхотовскую администрацию периодически стали приходили письма от бойцов 84-й морской стрелковой бригады с просьбой рассказать о дальнейшей судьбе спасенной ими Эльхоты. Но никакой информации не было. Только через 30 лет после окончания войны благодаря совместным усилиям известного осетинского писателя Тотырбека Джатиева и дочери грузинского фронтовика, погибшего в боях за Осетию, Натэллы Сичинава, появились первые сведения об Эльхоте. К счастью, в архиве сохранились документы о детях, поступивших из Северной Осетии. И оказалось, что Хадизат-Эльхота в детском доме получила другое имя - Русудан, а отчество и фамилию ей дали в честь опекавшего её милиционера Василия Кузаева. Уже под именем Русудан Кузаева девочка побывала ещё в двух детских домах. И её, уже 32-летнюю, удалось разыскать. Женщина к этому времени вышла замуж, родила дочь и работала на тбилисской швейной фабрике. Эту информацию Натэлла Сичинава передала Тотырбеку Джатиеву, и тот отыскал мать Эльхоты, Нуцу Джиоеву. Когда женщине показали фотографию Русудан, сделанную в детском доме, она разрыдалась: «Да, это моя Хадизат…» ⠀ Они встретились в январе 1971 года. И это событие не осталось незамеченным. «Так встретились мать и дочь, - писала газета «Правда». - Собралась большая родня. Добрым словом вспоминали о тех, кто принёс большую радость в семью, вспоминали и крёстных Эльхоты – морских пехотинцев, грудью защитивших родную землю и её маленькую девочку». Очерк о судьбе Эльхоты Морской тогда всколыхнул всю страну. После этой публикации откликнулись многие участники той истории: и бывший командир 84-й бригады, полковник в отставке Фёдор Волошин, и бывший заместитель командира бригады, генерал-майор в запасе, Герой Советского Союза Пётр Антонов, и бывший санинструктор, а на тот момент – кандидат медицинских наук Фуад Сайфуллин, и его друг, бывший разведчик Николай Чуев... А памятная встреча произошла 8 мая 1971 года в Эльхотово, возле памятника погибшим односельчанам. Руководство и жители района с радушием встречали ветеранов 84-й морской стрелковой бригады. Приехала на встречу и Эльхота Морская вместе с матерью и дочерью. Собравшиеся не могли сдержать слёз радости, наблюдая, с каким трепетом ветераны обнимали свою дочь. Дочь 84-й морской бригады… Со всех концов Советского Союза в Эльхотово посыпались телеграммы с поздравлениями, пожеланиями счастья и здоровья Эльхоте, её спасителям и всем жителям села. «Этот праздник стал счастливым днём и для многострадальной матери Эльхоты: она до сих пор не могла поверить, что её дочь жива, и они вместе спустя почти 30 лет. ⠀ А спустя еще 39 лет, в январе 2010 года, эта история получила продолжение. Тогда в эфире телепрограммы «Жди меня» на федеральном канале учитель московской гимназии, Римма Кожухова, обратилась к зрителям с необычной просьбой. Разбирая фонды гимназического музея «Боевой славы 84-й отдельной Морской стрелковой бригады и 2-й Ленинградской партизанской бригады», Римма Александровна вместе со своими учениками обнаружила фотографию, на которой была запечатлена молодая женщина с маленькой девочкой. Надпись на карточке гласила, что на снимке – Эльхота Морская (Русудан Кузаева), которую спасли и удочерили бойцы 84-й морской стрелковой бригады. Кожухова просила откликнуться всех, кто хоть что-либо знает о дальнейшей судьбе Эльхоты. Съёмочная группа программы «Жди меня» даже приезжала в Северную Осетию, в Эльхотово, но, к сожалению, безрезультатно. С момента развала Советского Союза, за долгие годы связь с Эльхотой Морской была утеряна. Но её снова нашли! Сейчас женщина живёт в Тбилиси вместе со своей внучкой. Её супруг умер, а дочь живёт и работает в Италии. Добрая Русудан не могла сдержать слёз, когда с ней вышли на видеосвязь через Интернет, задавали много вопросов, а она с волнением отвечала и не могла сдержать эмоции. Русудан-Эльхота сказала, что её историей давным-давно никто не интересуется: «Что уж говорить обо мне, если здесь сносят памятники героям Великой Отечественной войны…?» Пожелав детям мирного неба над головой, Русудан призналась, что её заветная мечта – ещё раз приехать на место своего чудесного спасения и встретиться с теми, кому она обязана жизнью. И женщине сделали подарок - при содействии североосетинских властей Русудан быстро оформили все документы, и очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне она отмечала на родине
    36 комментариев
    238 классов
    Если бы завтра закончилась моя жизнь, я бы оглянулась на все удовольствия, волнения и достоинства, которые мне посчастливилось пережить. Я бы не вспоминала печали и горести...Я бы радовалась всему хорошему, что было у меня в жизни. Этого для меня достаточно... Одри Хепберн.
    27 комментариев
    252 класса
    Загадка времен СССР. ___________ 😉
    277 комментариев
    1K класса
Книги — корабли мысли, странствующие по
волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бекон
________________
картины JUDY GIBSON
Наперекор
Опять себя вообрази
Такой, какой всегда была ты.
И в дни, когда блестят булаты,
Ищи цветочные стези.
Вообрази опять себя
Эстеткой, а не грубой бабой,
Жизнь, ставшую болотной жабой,
В мечтах, как фею, голубя.
Пусть мир – вперед, а ты – всё вспять:
Не поддавайся прозным бредням…
Цветком поэзии последним
Вообрази себя опять!..
Игорь Северянин
художник Пино Даени
Стремительный путь Владислава Дворжецкого.
Он жил взахлеб, как будто боялся что-то не успеть. Менял профессии, города, роли, женщин… За восемь лет кинокарьеры он стал всесоюзным любимцем и одним из самых востребованных актеров в СССР. Марсианская внешность, офицерская осанка, пронзительный взгляд – миллионы людей знали Владислава Дворжецкого как звезду экрана, а он часто искал ночлег по друзьям и вокзалам. Знаменитый артист, которого многие называли везунчиком, прошел короткий, но очень непростой путь.
572582686403

Тамара Каданова

Добавила фото в альбом

С годами всё меньше к жизни вопросов. Потому что ответы мы уже пережили...
Читать дальше
Скрыть описание
ЗА КАДРОМ «ТИХОГО ДОНА». Зачем Сергей Герасимов заставлял актрис стирать бельё и толстеть.
Знаменитая актриса, народная артистка СССР и одна из красивейших женщин ХХ века Элина Быстрицкая ушла из жизни пять лет назад, в апреле 2019-го. Ей был 91 год. Свою последнюю главную роль она сыграла в театре, а вот в кино Элина Авраамовна уже давно не снималась. В её фильмографии вообще немного ролей – около 40, но среди них есть настоящие шедевры. Такой стала и роль Аксиньи в легендарном фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», который называют классикой кино по классике литературы.
Картина вышла на экраны 67 лет назад, и хотя после неё было ещё две экранизации, она до сих пор считается канонической.
Дочь морской бригады. Как советские солдаты спасли 2-летнюю девочку, заминированную немцами.
Пожалуй, во всей Северной Осетии нет человека, который не расскажет вам об этой истории и о девочке, ставшей настоящей легендой для республики. Её имя Хадизат Джиоева, но на родине она больше известна как Эльхота Морская. Такое необычное имя ей дали солдаты 84-й отдельной морской стрелковой бригады, спасшие малышку от верной гибели во время Великой Отечественной войны. В возрасте двух лет она попала в детский дом и долгие годы жила надеждой найти свою маму.
Хадизат родилась в декабре 1940 года в семье Садуллы и Нуцы Джиоевых из села Эльхотово. Село расположено в районе Теснины Аргов, получившего со
Если бы завтра закончилась моя жизнь, я бы оглянулась на все удовольствия, волнения и достоинства, которые мне посчастливилось пережить. Я бы не вспоминала печали и горести...Я бы радовалась всему хорошему, что было у меня в жизни. Этого для меня достаточно...
Одри Хепберн.
Вставайте, граф! Рассвет уже полощется,
Из-за озерной выглянув воды.
И, кстати, та вчерашняя молошница
Уже поднялась, полная беды.
Она была робка и молчалива,
Но, ваша честь, от вас не утаю:
Вы, несомненно, сделали счастливой
Ее саму и всю ее семью.
Вставайте, граф! Уже друзья с мультуками
Коней седлают около крыльца,
Уж горожане радостными звуками
Готовы в вас приветствовать отца.
Не хмурьте лоб! Коль было согрешение,
То будет время обо всем забыть.
Вставайте! Мир ждет вашего решения:
Быть иль не быть, любить иль не любить.
И граф встает. Ладонью бьет будильник,
Берет гантели, смотрит на дома
И безнадежно лезет в холодильник,
А там зима, пустынная зима.
Он выйдет в город
Если утром где–то заболело,
Радуйся тому, что ты живой.
Значит вялое, потасканное тело
Как–то реагирует порой.
Вот ты пробудился спозаранок,
Организм твой ноет и свербит.
Не скорби о том, что ты подранок,
А проверь–ка лучше аппетит.
Если и со стулом все в порядке,
Смело челюсть с полки доставай,
Приступай к заутренней зарядке,
На ходу протезов не теряй.
И, сложив себя из всех кусочков,
Наводи фасон и марафет,
Нацепи и галстук, и носочки,
Распуши свой тощий перманент.
Главное, под ветром не качаться,
Чтобы не рассыпаться трухой..
А вообще ты выглядишь красавцем,
На молодку бросил взгляд лихой.
Силы подкрепив свои кефиром,
Ты готов сражаться с целым миром,
Показать всем кузькину мамашу,
"Мой Папа считал не количество прожитых лет, а количество встреченных вёсен! Рождённый в самый разгар самого красивого времени года, когда листва ещё свежая, напитанная солнцем, все цветёт, все рождается, он был весь напитан этим буйством красок, звуков, ароматов, энергий!
Он был человек Весна, человек праздник, человек радуга, человек океан!
Всех и каждого он заражал и заряжал радостью! Рождал каждый день огромное количество идей, дарил их направо и налево!
Дарил себя, свой талант! «Дружба-понятие круглосуточное!»- его слова! Он был незаменимым, самым верным другом! Он научил меня дружить!
Рядом с этим солнечным дождём, в поле этой бешеной, искристой энергии, хотели быть мно
Осенью 1982 г. десятилетняя Саманта Смит написала письмо руководителю СССР - председателю Президиума Верховного Совета и генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову.
В нём девочка выразила обеспокоенность угрозой начала ядерной войны между СССР и США и спросила руководителя СССР: "Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну".
Письмо было написано под впечатлением статьи в журнале Time ("Тайм"), посвящённой Андропову. В ней говорилось, что под руководством Андропова СССР как никогда угрожает безопасности США. В начале 1983 г. письмо было опубликовано в газете "Правда". В апреле 1983 г. Саманта получила на него ответ. Юрий Андропов пригла
Показать ещё