1964 год
У свёкров было три дойных коровы, бык, года полтора ему. Быка, как мне Гена пояснил, готовились по осени на мясо зарезать. Плюс у них было две молоденькие тёлочки, практически телята и маленький бычок, два или три месяца ему всего. Телочки уже в стадо ходили пастись, а бычка пока держали в стайке. В яслях, как мне свекровь сказала. Коров и быка уже в стадо выгнали, но одну корову оставили.
- Для тебя оставила. Подоишь, в стадо отведём. - Сказала Антонина Трофимовна. Я смотрела на неё испуганно. Я вообще коров боялась. Они же рогатые. А если забодает?! О чём матери мужа и сказала. Та удивлённо посмотрела на меня. - Чего это она тебя бодать будет? Ромашка у нас смирная корова. Не придумывай себе страсти. Пошли переоденешься.
- Я одета.
- Не гоже так. Пойдём, Эмма.
Я не стала спорить. Не хотелось сорится и Геннадия расстраивать. Пошла за свекровью в дом. Там сняла свои брюки и блузку. Мне выдали другую и юбку до щиколоток. Всё кошмарное. Но я мужественно надела. Посмотрела на себя в зеркало. Мне разревется захотелось. Зато свекровь довольно улыбалась.
- Ну вот. Теперь на жену нормальную походишь. Пошли в стайку.
Перед тем как пойти доить, свекровь налила в тазик тёплой вода. Сунула тазик мне. Сама взяла чистое ведро. Когда пришли, корову она за рога привязала к стойлу. Поставила низенькую скамеечку.
- Смотри, Эмма. Вымя помыть нужно, перед тем как доить. - Вымыла вымя тёплой водой из тазика. Потом взяла баночку тут же и смазала сосцы у вымени какой-то мазью. Поставила ведро. - Смотри, как я буду доить.
Конечно, она то привычная. Струи молока ударили в ведро. Я смотрела. Вроде ничего сложного нет. Подоив, Антонина Трофимовна посмотрела на меня.
- Всё поняла?
- Да.
Она уступила мне место. Я села. Потрогала соски. Начала дёргать за них. Молока почему-то не было. Корова замычала.
- Эмма! Ты как доишь?
- А как?
- Ты чего дёргаешь за них? Берёшь сосок у основания и выдаиваешь. Аккуратно. А не дергаешь.
Я стала делать, как свекровь мне сказала. Но молока опять не было, зато корова лягнулась, опрокидывая ведро. Я испугалась и поддалась назад. Опрокинулась со скамеечки на спину. Надоенное свекровью молоко разлилось. Свекровь стояла и качала головой. Услышала смех. Это хихикали младшие сёстры мужа. Они стояли при входе в стайку.
- Да что же это такое, Эмма?! Господи, вот же дал бог невестушку. Ты чего за соцы то хватаешься? Тебя муж за грудя то тоже больно хватает, до синяков, али нежно?
Я разозлилась. Вскочила на ноги.
- Какая есть. Не умею я. И не хочу. Мне это не надо, Антонина Трофимовна. Я не собираюсь у нас в квартире корову держать. Как и куриц, и свиней, и гусей. Я молоко в магазине покупаю. И за грудь Гена меня ласково берёт и целует. Мне что, вымя тоже целовать?
- Ишь ты какая! - Недовольно смотрела на меня мать мужа. Мне хотелось разревется.
- Если Вам такая невестка не подходит, то я могу прямо сейчас собраться и уйти. Поеду на станцию и куплю билет. - Отвернулась, стала вытирать слёзы. Мне было обидно.
- Тихо. - Повысила голос свекровь. - Молода ещё мне такое выговаривать. Слово ей не скажи... Не реви... Валька, иди сюда. Корову до дои. Пошли, Эмма. Вижу проку от тебя здесь не будет.
Моё место заняла Валентина. Начала быстро доить. Мы вышли из стайки. Свекровь достала платок и вытерла сама мне слёзы.
- Не реви. И слушай, что говорю. Замуж выйти, это не поле перейти. Мужика мало в постели ублажить. Его накормить ещё надо, обиходить. Дай руки твои посмотрю. - Взяла обе мои ладоши в свои. За своими руками я следила. Они у меня ухоженные. Ноготки ровненькие, без всяких заусениц. Без мозолей. Чистенькие. Осмотрев мои ладони, пальцы, свекровь взглянула мне в глаза. - Ты хоть что-нибудь делать умеешь? Смотрю руки то у тебя, как у барыни.
Я убрала руки за спину.
- Умею.
- Готовить умеешь?
- Умею. Я готовлю дома. И мужа кормлю и обстирываю, а не только ублажаю. И ещё я шью. Подработку беру на дом. У Гены брюки я сама сшила, в которых он ходит.
- Эти то узкие? Кто ж такие брюки носит? Брюки широкие должны быть, как у уважающего себя мужчины. Тем более, он кандидат в партию. Солидней надо быть.
- Нормальные брюки. Такие сейчас в моде. А Гена у меня молодой и красивый мужчина. И должен по моде выглядеть, а не как старый дед.
Свекровь улыбнулась, кивнула мне. Ей явно понравилось, что я назвала её сына красивым.
- Значит готовишь и шьёшь?
- Да.
- Это хорошо. Ну и чем накормишь мужиков, как с покоса приедут?
- Я не знаю. А что есть?
- А ты скажи, что тебе надо?
Подумала, чем накормить? Решила пельменями или окрошкой.
- Можно пельмени сделать. Или окрошку. Борщ можно. Свекла только нужна и квашенная капуста. Хотя можно и свежую.
- Свежей рано ещё. Квашенная есть. А вот свеклы нет. Кончилась. Ладно, сделаешь окрошку. Возьмёшь девок в помощницы. Я корову в стадо уведу и мне на ферму нужно.
Как только свекровь ушла, я тут же переоделась в своё. Валя с Анной мне помогали. Картошки отварили в мундирах, яйца. Колбасы не было, но было отварное мясо. Анна принесла с огорода свежие огурчики. Небольшие. Зелёный лук, редиску, укроп. Всё это покрошили. Сделали много, целый тазик. Всё верно, семья большая.
- Эмма, пошли ягоду собирать? - Спросила меня Валя.
- Какую?
- Землянику. Оладушек напечём и землянику со сметаной. Вкусно как, язык проглотишь и папка с братьями будут довольные.
- А далеко?
- Нет. Тут рядышком.
Мы взяли плетёные лукошки. Такие забавные. По дороге, девчонки меня спрашивали, как мы с Геной живём? Как познакомились? Как поженились? Спрашивали про одежду. Какую носят в городах. Особенно интересовалась Валя, она постарше была. Набрали ягоды. Да и сами наелись. Много земляники тогда было. Когда возвращались назад, около деревни нам на встречу попалась девушка, лет 17-18. Она встала у меня на дороге. Я удивлённо посмотрела на неё. Чего ей надо? Мы вроде не знакомы. А она смотрела на меня со злостью.
- Ты, краля городская! Чего он в тебе нашёл? Ни рожи, ни кожи. За сиськами побежал? Смотри ка вырядилась! Задом тут крутишь.
Я даже сначала не нашлась, что ответить. Смотрела на неё шокировано.
- Дашка ты чего?! - Тут же влезла Валя.
- Тебя не спросила. Пошла отсюда, мелкая.
- Сама мелкая. Сама иди. - Не осталась в долгу младшая золовка.
- Ты кто такая? Чего надо? - Спросила я у девушки.
- Эмма, это Дашка. Её за Генку сговаривали, а он на тебе женился. Вот она и бесится. - Тут же ответила Валентина и показала девушке язык. - Это у тебя, Дашка, ни рожи, ни кожи. А Эмма у нас самая красивая. Поэтому брат и женился на ней.
Дарья замахнулась на Валентину, но я перехватила её руку. Драться я умела. Все мы в детстве дрались. А у нас тем более район такой был приблатнённый. Да и брат меня учил, говорил если рядом его не будет. И старшая сестра, Галя, могла за себя постоять. А я с неё пример брала.
- Не трожь того, кто младше. - Спокойно сказала ей. Она вырвала свою руку из моей.
- Тебе лучше уехать в свой город. - Сказала она. - Гена мой. Я его невеста.
- Ты невеста, а я жена. - Я усмехнулась. - И спит он со мной. И уедем мы с ним вдвоём. Ты сколько угодно можешь его любить. Но он меня любит, а не тебя. Понятно?! А попробуешь подол перед ним задрать, я тебе волосёнки все вырву, корова. - Оттолкнула её с дороги. - Пошли девчонки.
Да, эта Дарья была именно такая, какую себе невестку хотели свёкр со свекровью. Справная, чуть ниже меня, но шире. Сразу видно кость широкая. Такая и работать будет и детей рожать, только успевай. Я шла и улыбалась. Анна то испуганна была, всё же совсем девчонка, а вот Валентина была довольная. Сначала матери всё доложила, а потом и отцу с братьями. Лёшка смеялся в голос.
- Молодец, Эмма! Уважаю! - Смеясь сказал он. Свёкр только головой покачал. Свекровь промолчала. Николай тоже улыбался, но в голос, как его брат, не смеялся. Гена наоборот, разозлился. Хотел идти разбираться, но свёкр запретил. Да и я отговорила его.
Тесто мы с девочками завели и настряпали оладушек. Я тогда впервые попробовала землянику в сметане. И правда, такая вкуснотища!
Так, как мы с Геной приехали в пятницу, на следующий день была суббота, поэтому в клубе в посёлке устраивали танцы. Парни быстро поужинав стали собираться.
- Куда вы? - Спросил Терентий Михайлович.
- Как куда, пап? На танцы в клуб. - Ответил Алексей причёсываясь.
- А вы куда собирайтесь? - спросил он меня с Геной.
- Тоже в клуб. - Ответил муж.
- А вам куда в клуб? Отбегались. Ты женат, Эмма замужем. По каким клубам бегать?
- Бать, мы молоды, детей ещё нет. Почему бы и не сходить? Вот дети пойдут, тогда точно не до клубов будет. - Ответил Гена. Свёкр только сплюнул в сердцах и махнул рукой.
Гена был в своих брюках, зауженных, которые я ему сшила. В рубашке. рукава закатал по локоть. Я надела платье до колен с замочком на спине. туфельки свои. Сделала начёс. Подвела глаза, губы. Валя с Анной смотрели за мной во все глаза. Лёшка наблюдая за сёстрами ухмылялся.
Парни меня ждали, пока я красоту наведу. Свёкр посмотрел на меня, покачал головой.
- М-да. - Только и сказал. Гена с Алексеем улыбались. Наконец, мы отправились. С нами пошёл и Коля. Геннадий нёс пластинку. Как оказалось идти нужно было до посёлка километров семь. Но Алексей сказал, что на тракте можно остановить грузовик и в нём доехать. Мы шли к тракту не одни. На танцы в клуб направлялись и другие парни с деревни, и девушки. В том числе и Дарья. Я сделала вид, что не замечаю её. Меня откровенно рассматривали и те и другие. Парни здоровались с Геной. А один спросил мужа:
- Ген, где красотку такую отхватил?
- Где отхватил, там уже нет. Опоздал ты Дима! - Молодёжь засмеялась.
Продолжение следует...
Комментарии 17