Антонина
Автор Елена Шаламонова
Антонину уважали на производстве. В тяжелые годы войны женщина уже руководила цехом вагонного завода. Не женский труд, но пришлось: мужчин массово призывали на фронт.
Своего мужа Тоня так и не дождалась домой. Он погиб в первый же год войны. Одна из первых получила Антонина в их доме похоронку. Горе не выбило женщину из колеи – на руках оставалась совсем маленькая дочка. Надо было растить её. Надеяться не на кого.
Пятилетняя Алёнка плохо понимала, что за горе постигло их семью, и почему мама плачет вечерами у иконки… Она шла играть с соседской девочкой – своей подружкой Ритой. А Ритиного отца комиссовали из армии: после ранения он лишился руки.
Со слезами радости и жалости встретила безрукого своего мужа Евгения соседка Маша. «Хоть живой!» - всем говорила она. А Евгений, потупясь, повторял: «Ладно. Поживём ещё. Главное – правая-то рука на месте. Работу найду! Работать буду!» Вскоре Евгений устроился работать на вагонзавод сторожем.
Соседи подбадривали Евгения и Машу, украдкой вздыхая о своих фронтовиках.
Антонина дружила с Машей. Они помогали друг другу нянчить девчонок. Их дочери-одногодки были словно сёстры. Но несмотря на то, что в такое тяжёлое время они и мылом, и куском делились, все равно было голодно. Взрослые старались больше накормить детей, а сами недоедали. Поэтому через полгода после возвращения мужа Маша скоропостижно скончалась от туберкулёза. И врачи уже не успели помочь.
Совсем осунулся Евгений. Поседел, хотя ещё молод был. Шла война, время тянулось тяжко и медленно, выматывая нервы, силы, душу. Но в старом деревянном доме среди соседей был мир. Люди поддерживали друг друга во всем. Всё чаще девочки Антонины и покойной Маши засыпали вместе, наигравшись вечерами в куклы.
Весной разбила Антонина в палисаднике под окнами огород в несколько грядок. Достала семена моркови, свеклы. Научила девочек ухаживать за грядками. Посадили немного и картошки, надеясь на урожай.
Летом Тоня водила девочек в ближайший лесок за домом, благо жили они на окраине города. Там собирали ягоды и грибы, кислицу, Иван-чая запасли и насушили на зиму.
Как-то раз пришёл Евгений за дочкой к Антонине. Сели все вместе чай вечерний пить. Чай им заменял ужин.
- Девочки наши осенью уже в школу пойдут. Умницы какие. Научились по слогам читать. Не зря я им столько книжек читала, - похвасталась Антонина.
- Да, время летит, - улыбнулся Евгений. – Спасибо тебе, Тоня, за дочку. Привечаешь, как свою. Спасибо.
- Что ты, Жень. Столько лет мы вместе. Считай – одна семья, - ответила Антонина. – У меня новость хорошая. Сейчас лето начнётся, давай к моим старикам в деревню их отвезём. Там у них коза появилась. Хоть какая-никакая, говорят, старую им отдали. Но молочко будет, хоть чуток. Надо девчонок молоком поддержать. А не то… Не дай Бог.
Антонина вспомнила Машу и запнулась на полуслове. Она перекрестилась, подойдя к иконочке.
- Тоня. Я ведь хотел с тобой поговорить. – услышала она сзади хриплый голос Евгения. – Ты уж прости меня. Я инвалид, а вот надумал жениться.
- Тяжко тебе, Женя. Понимаю. Жену тебе надо, одному негоже мужчине жизнь коротать. Это мы, бабы, привычные к одиночеству…
- Вот и я о том же. Только вот, никого кроме тебя, Тоня, я и не вижу. И видеть не желаю. Если можешь меня принять, то прими, а нет, так не мучай. Сразу и скажи. Я уеду тогда.
- Что? – встрепенулась Тоня, - куда это ты собрался? И дочку зачем куда-то вести? – В глаза Тони блеснули слёзы. Она вздохнула, посмотрела на притихших девочек. – Никуда я вас не отпущу. Никуда. Родные вы мне. И девочки мои, и ты, Женька…
Она подошла к сидящему на табурете Евгению и обняла его голову, прижав к своей груди.
С того вечера они стали жить вместе. Свадьбу не играли, а тихо расписались через полгода: Антонина была беременной. Родила она ещё одну девочку – Машу.
Закончилась война. Семья Антонины и Евгения жила с тремя дочками счастливо и дружно. Тоня уже работала в управлении завода. Через несколько лет переехали они в новую квартиру.
Но и спустя годы, с теплом они вспоминали их старый деревянный барачный дом на краю города, маленький огород под окнами, скудные ужины, старую бабушкину козу в деревне…Главное – выжили в войну, не пропали. А спасла их настоящая дружба и любовь.
Фото из архива автора для иллюстрации рассказа
Комментарии 1