БисмиЛлах, альхамдулиЛлах.
Часто приходится встречать, что братья и сёстры в Исламе задаются вопросом о правильности, условиях, правилах совершения пятничной молитвы. АльхамдулиЛлах, это радует, есть желание выполнять этот обязательный акт поклонения (для мужчин) и, с соизволения Аллаха, постараюсь помочь разобраться «простым языком» в этом несложном вопросе.
Для кого джума (жума) намаз обязателен?
От Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, “Фатхуль-Бари” 5/327, “Иршад аль-факъих” 1/190, «Сахих аль-джами’» 3111.
Довольно ясный по содержанию хадис. Стоит отметить, что для тех мусульман, для которых пятничная молитва не обязательна, делают обычные 4 ракаата зухр (полуденной_ молитвы. Однако они могу участвовать в пятничной молитве и тогда с них, как и с других, кто сделал её, снимается обязанность совершения обязательной полуденной молитвы. Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому нельзя этого делать.
Обычное время пятничной молитвы — время захода времени полуденного (зухр) намаза в пятницу до времени асра. Были случаи, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал пятничную молитву и раньше этого времени.
Что относится к пятничной молитве?
Пятничная молитва состоит из хутбы и намаза в 2 ракаата.
Хутба в пятницу заменяет 2 ракаата молитвы. Намаза после хутбы дополняет пятничную молитву до 4-х.
Успевший на последний ракаат пятничной молитвы, считается посетившим пятничную молитву. Ему надо лишь встать и дополнить упущенный ракаат после того, как имам даст «салам» (т.е. завершит намаз).
Как совершать джума/жума/пятничный намаз
1. После азана имам встаёт на минбаре и начинает читать хутбу (увещевание).Разговаривать и даже перебирать что-то (камушки, отвлекаться) запрещено.
Абу ад-Дарда рассказывал:«Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.
Хутба сама разделяется на две части, между которыми имам замолкает и садится на несколько секунд.
После завершение хутбы, даётся призыв на построение (игама) для совершения пятничного намаза под руководством имама.
2. Пятничный намаз состоит из 2 ракаатов.
Совершается он внешне также, как и коллективная молитва фаджра (рассветный намаз из 2-х ракаатов).
Безусловно, у вас намерение в сердце должно быть, что вы совершаете пятничный намаз за имамом ради Аллаха, Свят Он и Велик.
Имам читает суры в обоих ракатах вслух, как в фаджр намазе, что упомянул ранее.
После таслима (завершение намаза саламом вправо и влево) пятничная молитва считается оконченной. Желательно совершить зикры после молитвы, суннат намазы, если пожелаете.
Обязательные и желательные действия для мусульманина(-нки), которые собрались совершить пятничную молитву в мечети
перед тем, как пойти на пятничную молитву в мечеть следует взять гусль (полное омовение) с намерением для пятничного намаза, а после него взять малое омовение, т.к. учёные считают, что малое омовение не требуется только в том случае, когда гусль стал обязательным, т.е. нарушился. В остальных случаях говорят, что следует, взяв гусль, взять потом и вуду. «Гусль в день джум’а является обязанностью каждого, кто достиг зрелости». Муслим, 1954.Если же нет возможности взять гусль, то можно обойтись и малым омовением. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто должным образом совершит (малое) омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать, храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым».Муслим, 857.почистить зубы и надушиться благовониями (последнее касается только мужчин)в мечеть явится пораньше, чтобы занять место в первых рядах, не беспокоя других. посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Человек, который в пятницу совершит такой же гъусль, какой следует совершать после большого “осквернения” (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву курицу; а отправляющийся еще позднее – пожертвовавшему яйцо. Когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха». аль-Бухари 881, Муслим 850.стараться не вести в мечети разговоров на бытовые темы и тем более вопросы, связанные с торговлей. Также не собираться в кружки, а лучше сидеть на своём месте в ряду и поминать Аллаха. Доводы: «Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!» ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность./ «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал торговлю в мечети, возвещение о пропаже, и чтение стихов (нашидов), и запрещал собираться в кружки перед молитвой джум’а». абу Дауд, 1081, и шейх Альбаний назвал его хасан.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев