ДУХ КАЛМЫЦКОГО БРАТСТВА
Жители Калмыкии разъехались по необъятной России, многие живут и учатся в Москве. Часто наши земляки случайно встречаются в Москве, многие калмыки могут пройти мимо друг друга, даже не сказав до боли приятное «менд». Стремление заработать, прокормить детей, выплатить кредит и адаптация в едином российском обществе постепенно смывают понятие духа братства, который так высоко ценили наши прошлые поколения… Я предлагаю вспомнить отрывок о братском отношении калмыков из воспоминаний Церена Балзанова.
В начале 20-ых годов в Таджикистан был сослан зайсанг – Сандже Балзанов. За принадлежность к княжескому роду его неоднократно сажали в тюрьму, следователи клеймили «политическим преступником». Особо жестоко пришлось когда всех калмыков объявили «врагами народа». Однако, дух князя оказался сильнее чем советская система – женился, воспитал детей, и стал лучшим агрономом Таджикской ССР, при этом родные степи были так далеко, но он все равно помнил, что остается в душе калмыцким зайсангом, и как следовало степным правителям должен продолжать служить народу.
Не было вестей из солнечной Калмыкии, многих князей и лам поубивали в гражданской Войне, кто-то успел бежать, народ жил без национальных лидеров, и в 1943 году, никого не щадя, кочевников лишили Родины и разбросали по всей стране. Но калмыки без боя не сдавались... Дошли слухи до Сандже Балзанова, что на Душанбинский цементный и кирпичный завод привезли высланных калмыков. Условия труда были ужасные, особенно жестоким было моральное давление со стороны власти. Зайсанг нанял автобус и послал юного сына Церена за ними.
По воспоминаниям Церена Балзанова:
«Я дал охране водку, и калмыков отпустили со мной. Их было человек восемь-девять. Один – бывший министр какой-то, другой – бывший завгороно. Легкие у них были зацементированы, но кулаки у всех натружены. Пригласил их в автобус, а они вошли в салон, стоят, не садятся.
– Садитесь, – говорю.
– Сынок, твоя фамилия Балзанов? – спрашивает один из них.
– Да.
– Ты должен сидеть, а мы должны стоять.
– Почему?
– Тебе разве отец не говорил?
– Говорил. Но это по калмыцким законам, а здесь старшие сидят, младшие стоят.
Сказали «спасибо» и сели.
(Согласно калмыцким традициям, люди княжеского происхождения были «теңгр йозурта» – небесного происхождения, и в бою, в мирное время калмыки верно служили своим нойонам и зайсангам.)
К встрече с земляками Сандже зарезал барана, дома сварили калмыцкий чай и пожарили лепешки, одним словом, была домашняя обстановка, которой лишили земляков.
«Они вздрогнули от запаха чая и повторяют одно – ца, ца, ца. Я даже не понял сначала, что это они про чай калмыцкий.» - вспоминает Церен.
Когда они увидели Сандже Балзанова все мгновенно построились в шеренгу перед ним, без команды опустились на правое колено, сложили руки и стали читать молитву.
Зайсанг прошедший круги лагерного и тюремного ада, вытерпевший унижение, от того что он увидел искалеченных и изуродованных, но не сломленных и преданных калмыков заплакал. «Встаньте, я говорю!» - сказал Сандже «Мать, соседи-таджики – все онемели» - вспоминает Балзанов-младший.
«В дом вошли строго по чину. Усадили их. Папа говорит:
– Не спешите, я каждому налью понемногу чая. Потом будут лепешки. Не спешите, я еще налью. Потом мясо будет и шулюн.
«Как они пили чай!..»
Потом папа доставал им лекарства. Они выправились, и папа их еще привозил, варил мясо. Во второй раз они выпили немного водки…»
Неизвестно что потом произошло с этими мужчинами, но в те годы, у многих калмыков услышавших или увидевших на газетах Б. Б. Городовикова или известных спортсменов как Тула Балдашинова, возгорались сердца надеждой, гордостью и переполнялись слезами. После 1956 года все калмыки вернулись домой, но Балзановым пришлось ждать полный развал Советского Союза, чтобы окончательно вернуться на Родину
Так, в ссылке, вдали от родной степи, калмыки продолжали биться друг за друга, мужчины стояли плечом к плечу, помня братскую честь, и сегодня самое обычное «менд» услышанное вдали от дома, будет напоминать нам, о том, что мы достойны быть сынами калмыцкого народа. Столько времени прошло с тех лет, но наш народ по сей день живет и здравствует, благодаря тем поколениям ценивших честь, достоинство.
А. Карманов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Эврә улсла медльхш.
Кедү мана улсла эн газрт харглав.
Караглад эдго , өөрдж күүнлә күүндхш.
Юмнла харгад ,милицд бәргтхлә.
Сәәхн намаг олад авна.
Өдр деер дельцч йовх улс.
Спасибо автору , о сохранении такого материала, надо почаще выкладывать в издания, давать повод на размышления о фактах истории, религии, культуре , традициях, обычиях.
Бив гисн .
Темдг уга.