Джунгарские Ворота издревле использовались как транспортный путь кочевыми народамиЦентральной Азии и Казахстана. Через ворота проходил Великий Шёлковый путь, в начале XIII века Чингисхан использовал его для завоевания Средней Азии.
Джунгарские Ворота стали называться так в русской литературе после того, как И. В. Мушкетов в 1875 году впервые дал им это имя.
Ворота можно с тем же успехом назвать Гуннскими или Чингисхановыми, но последними в них без стука входили джунгары - ойраты последняя орда Великой Степи
13 августа 1969 года в районе Джунгарских Ворот произошёл пограничный конфликт между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими.
В 1954—1990 годах через проход была построена железная дорога, кратчайшим путём связавшая транспортные сети Европы и Азии. Дорога прошла через Актогай, Дружбу, Алашанькоу и Урумчи и создала центральный коридор ТрансАзиатской ЖД.
В районе Джунгарских Ворот расположен континентальный полюс недоступности — точка, наиболее удалённая от Мирового океана.
Едва ли не самая известная особенность Джунгарских ворот - ветер. Долина представляет собой подобие аэродинамической трубы, куда вдобавок "стекают" ветра с гор, поэтому здесь бывает и 50-70 м/с. Здешние ветра имеют свои имена: ибэ (или эвгей) - сухой и тёплый, дует из Китая в Казахстан, неся пыль и порой даже мелкие камни, и зимой от него на сопках тает снег; холодный сайкан дует из Казахстан в Китай, и его название не зря переводится как "кровавый ветер" или "властелин лугов".
Показательна даже топонимика: "коль" и "нур" значит "озеро" в тюркских и монгольских языках соответственно. Длина "ворот" около 50 километров, ширина - около 10-15. Озеро Жаланашколь в длину примерно 9 километров. По сердцевине "ворот" проходит железная дорога Актогай-Достык (Дружба), построенная в 1960 году как часть магистрали в Урумчи - столицу Китайского Туркестана.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1