В основу современных монгольских народов составляют потомки племён, вошедших в XIII в. в состав Монгольской империи. Коренные монголы, вошедшие в состав Монгольской империи, подразделялись на ветви нирун и дарлекин. Нирун-монголы включали в свой состав следующие племена: адаркин, артакан, арулат, баарин, барлас, борджигин, бугунут, будаат, бэлгунут, бэсут, гэнигэс, джадаран, джоуреид, джуркин, дулат, дурбэн, килингут (вкл. килингут-тархан), кингият, кият, кунджин, мангут, нир-хойин, ноёхон, оронар, салджиут, сиджиут, сукан, суканут, сунит, тайджиут, уджиэт, урут, хабтурхас, хатагин, хонхотан, чаншиут, чонос, ясар и др. Группу дарлекин-монголов составляли такие племена как арулат, баят, бугунут, бэлгунут, горлос, джалаир, икирес, илдуркин, килингут (вкл. килингут-тархан), кингит (гэнигэс), кунджин, кунклиут, нохос, олхонут, сулдус, урянхай, уряут (оронар), ушин, харанут, хонгират, хонхотан, элджигин и др. В состав империи Чингисхана вошли не только коренные монголы, но и все остальные монголоязычные племена региона: баргут, бекрин, булагачин, джунгуркин, каракитаи, кереит, курлаут, кэм-кэмджиут, куштеми, кэрэмучин, меркит, найман, ойрат, онгут, тангут, татар, теленгут, тулас, уймакут, урасут, хойин-иргэн, хойин-урянка, хори-тумат (хори и тумат) и др.
Потомки вышеперечисленных племён широко представлены в составе монгольских народов на территории Монголии, Внутренней Монголии, Бурятии, Калмыкии, а также на остальных территориях традиционного проживания монгольских народов. В этническом формировании монголов на разных исторических этапах также участвовали индо-иранские, енисейские, палеоазиатские, тунгусо-маньчжурские, тюркские, самодийские, сино-тибетские и другие этносы.
Восточные монголы
Восточные монголы включают в себя следующие этносы: халха-монголы, дариганга, дархаты, сартулы, хотогойты, хубсугульские урянхайцы, элджигины.
А. Очир в своих трудах земли, населенные халха-монголами и родственными им народами, именует Восточной Монголией в противовес Западной Монголии, населённой ойратами. Первоначальным ядром формирования современных халхов были роды, входившие в XIV—XVI вв. в состав семи северных отоков Халхи. Данные отоки были во владении сына Даян-хана — Гэрэсэндзэ. Родовой состав семи северных отоков Халхи выглядел следующим образом: 1) джалаиры, олхонуты (унэгэд); 2) бэсуты, элджигины; 3) горлосы, керегуты; 4) хурээ, хороо, цоохор; 5) хухуйд, хатагины; 6) тангуты, сартулы; 7) урянхайцы. Владетельные князья-дзасаки халхаских хошунов происходили из рода борджигин. Этими семью отоками в дальнейшем правили соответственно семь сыновей Гэрэсэндзэ: Ашихай, Нойантай, Нухунуху, Амин, Дарай, Далдан и Саму. Во владении Ашихая наряду с уделом джалаир упоминается удел ушин.
Основа этнической группы дариганга сложилась с конца XVII по начало XVIII вв. из халхаского, чахарского и отчасти ойратского компонентов. Дариганга выделяются своими обычаями, особенностями речи, одежды, игр и известным по всей Монголии специфическим ремеслом по серебру. Их обычаи имеют смешанный характер и содержат в себе как халхаские, так и южномонгольские типы. Проживают преимущественно в аймаке Сухэ-Батор.
Дархаты, сартулы, хотогойты, хубсугульские урянхайцы и элджигины традиционно проживают на территории северных и северо-западных аймаков Монголии. Дархаты являются потомками дарханов — людей, освобождённых за заслуги перед государством от каких-либо повинностей и имевших особые права и привилегии. Дарханами также называли потомков мастеров кузнечного дела. Хубсугульские дархаты были освобождены от государственной повинности как шабинары больших хутукт. Проживающие по соседству с дархатами хубсугульские урянхайцы сложились в результате этнического взаимодействия монгольских родов (в том числе элджигинов) с цаатанами.
При разделении собственности между семью сыновьями Гэрэсэндзэ элджигины отошли ко второму сыну Ноёнтаю, сартулы отошли к шестому сыну Далдану. Элджигины представляют собой потомков одноимённого древнего дарлекин-монгольского племени. Этноним сартулов, по одной версии, связан с термином сарт. Согласно второй версии, данное название происходит от Сарта уула — букв. Лунная гора.
Хотогойты появились в результате объединения западных халхов с частью ойратов, которые были расселены на одной территории в течение определённого времени. Хотогойты составляли население государства Алтан-хана. Хотогойтский говор является смешанным, возникшим в результате слияния халхаского и ойратского говоров. Исследователи также отмечали схожесть национальной одежды хотогойтов с ойратскими.
Северные монголы
Группу северных монголов образуют различные этнические группы бурят: андагай, атаганы, ашибагаты, баргуты (старые баргуты и новые баргуты), булагаты, долонгуты, икинаты, сартулы, сойоты (вкл. иркиты), сонголы, сэгэнуты, табангуты, узоны, хамниганы, харануты, хариады, хатагины, хонгодоры, хори-буряты, эхириты; кроме этого выделяются этнотерриториальные группы бурят: нижнеудинские, нижнеокинские, балаганские (унгинские), аларские, китойские, идинские, кудинские, верхоленские, ольхонские, тункинские, закаменские, окинские, баргузинские, кударинские, селенгинские, хоринские, агинские и шэнэхэнские буряты.
Буряты являются потомками племён, расселённых во времена Монгольской империи на территории исторической области Баргуджин-Токум. Население данной области было известно под именем хойин-иргэн (ойн иргэн). Самыми крупными этническими группами являются булагаты, эхириты, хори и хонгодоры. Формирование многих родоплеменных групп бурят напрямую связано с древними баргутами.
Имена эхирит и булагат неразлучны в устных преданиях бурят. В народных легендах родоначальники этих родов представляются братьями-близнецами. Булагатов принято отождествлять со средневековыми булагачинами. Родственные им эхириты представляют собой потомков племени икирес. С эхиритами (с эхиритским родом хэрмэшин) отождествляются также средневековые кэрэмучины. Этническое формирование эхиритов и булагатов кроме этого тесно связано с древним монгольским родом чонос (шоно), который в настоящее время представляет собой один из крупнейших эхиритских родов. Б. Р. Зориктуев полагает, что фактором монголоязычия прибайкальского региона послужило прибытие на эти земли древнего монгольского племени буртэ-чино.
Харануты традиционно относятся к булагатам. Родоначальник бурятских харанутов — Харанут, согласно устным преданиям, является потомком Булагата, общего предка булагатских родов. Согласно «Сборнику летописей», харануты — дарлекин-монгольский род, имеющий родственные связи с хонгиратами, икиресами, олхонутами, хонхлутами, горлосами и элджигинами.
Большинство исследователей этногенеза хори-бурят считают, что они произошли от средневековых хори-туматов. После завоевания хори-туматских земель значительная часть населения по указу Чингисхана была переведена за Гоби. Хори-буряты, ранее проживавшие в Монголии, около 1613 г. вернулись в Забайкалье под началом Дай-хун-тайджи, сына солонгутского Бубэй-бэйлэ, и его супруги Бальжин-хатун.
Хонгодоры, субэтнос бурят, по мнению историков, являются потомками средневековых хонгиратов. Долонгуты восходят к средневековому племени теленгут. История ашибагатов связана с такими родовыми группами как авга и авганар, которые ранее входили в число племён, бывших в подчинении потомков Бельгутея, брата Чингисхана. Часть ашибагатов, переселившаяся в Монголию, ныне известна под именем хариад. Западно-бурятские племена сэгэнутов и икинатов имеют ойратское происхождение. Сойоты (иркиты, онхоты, хаасуты) сформировались в результате этнического взаимодействия древних саянских самодийцев с хонгодорами. Хамниганы имеют древнемонгольское киданьское происхождение. В их этногенезе участвовали дауры, буряты, эвенки, а также ряд родов, переселившихся с территории Монголии.
Родоплеменные группы андагай, атаган, сартул, сонгол, табангут, узон, хатагин преимущественно представлены в составе селенгинских бурят, этногенез которых происходил во взаимодействии с халха-монгольскими родами. При этом многие селенгинские роды тесно связаны именно с бурятским этногоническим узлом и представляют собой коренное население Бурятии. Андагай, выходцы из Монголии, восходили к древнему племени горлос. Сонголы переселились на территорию Бурятии в конце XVII в. под предводительством чингизида Окин-тайши, потомка Даян-хана. Табангуты родственны монгольскому роду тавнан (тавнангууд). Узоны (уджиэты) и хатагины входят в число племён, произошедших от потомков Алан-гоа. Атаганы и сартулы, по одной из версий, переселились с территории Монголии. Хотя в отношении обеих родоплеменных групп имеется точка зрения, что они являются коренными жителями территории Бурятии.
Потомки смешанных браков бурят с русскими известны как гураны и карымы. В исторических документах и описаниях XVII—XVIII веков буряты именовались как браты или братские люди.
Западные монголы
Западные монголы, также именуемые ойратами (джунгарами), включают в себя следующие этносы: калмыки (вкл. бузавы, сарт-калмыки), алтайские урянхайцы, баатуды, баяты, дербеты, дээд-монголы (верхние монголы), захчины, мянгаты (мингаты), олёты, теленгуты, торгуты (вкл. эркетены), хойты, хотоны, хошуты, цааста-монголы (снеговые монголы), цохуры, чантуу, чоросы.
После падения Юаньской империи ойраты основали собственное ханство Дурбэн-Ойрат. Существует три основные версии определения понятия «Дурбэн-Ойрат»: 1) четыре союзных племени; 2) союз дурбэнов и ойратов; 3) четыре ойратских тумэна (военные и административные единицы).
Из «Сокровенного сказания монголов» известно, что сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн. В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов, батутов, хойтов и кэргудов. При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора. В число исторических предков ойратов, по Г. О. Авляеву, следует включить не только собственно ойратские племена (олётов, батутов, хойтов и кэргудов), но и остатки древних племён из группы цзубу — кереитов, меркитов и найманов, ставших этническим субстратом для торгутов и хошутов.
Дербеты, по одной из версий, происходят от племени дурбэн, основанного сыновьями Дува-Сохора. А. Очир происхождение аристократического рода чорос возводил к старшему сыну Дува-Сохора — Доною. Баатуды и торгуты, по А. Очиру, являются потомками кешиктенов, личной гвардии великих монгольских ханов. Хошуты входили в число племён, бывших в подчинении потомков Хасара, брата Чингисхана. По мнению Д. Г. Кукеева, хошуты являются потомками уджигитов. Дээд-монголы и цааста-монголы — потомки поданных Гуши-хана, правителя Хошутского ханства.
В. П. Санчиров, рассматривая этимологию термина олёт, отмечает, что племенное объединение олётов сформировалось в XV в. под властью выходцев из аристократического рода чорос. В XVII в. олёты, согласно В. П. Санчирову, разделились на джунгаров и дербетов. Потомками джунгаров и носителями старинного этнонима являются калмыцкие зюнгары, бурятские зунгары, монгольские жонгоор. Один из хошунов Внутренней Монголии носит имя Джунгар-Ци.
На смену союза дурбэн-ойратов в дальнейшем пришло Джунгарское ханство. Ушедшие на запад калмыки основали Калмыцкое ханство. В этническом формировании калмыков участвовали торгуты (вкл. эркетены), дербеты, хошуты, хойты, баатуды, чоросы, цохуры, теленгуты и другие родоплеменные группы. Бузавы сформировались за время пребывания калмыков в составе Российского государства. Эркетены были особой социальной прослойкой в калмыцком обществе, наделённой рядом привилегий и льгот. Сарт-калмыки являются представителями ойратского племени олёт. Теленгуты представляют собой немногочисленный род в составе дербетов и торгутов.
Алтайские урянхайцы представляют собой одну из ветвей древнего племени урянхайцев, потомки которых вошли не только в состав ойратов, но и в состав халха-монголов, бурят и других монгольских народов. Урянхайцы наряду с баятами входили в дарлекинскую общность средневековых коренных монголов.
Захчины — потомки людей, нёсших караульную службу на восточной и юго-восточной границе Джунгарского ханства. Мянгаты — потомки средневековых мянганов (мянгатов) — племени, образованного вначале как военная единица во времена Чингисхана. Хотоны и чантуу в составе ойратов — потомки омонголившихся тюркских родоплеменных групп.
Южные монголы
Мавзолей Чингисхана в Эджэн-Хоро-Ци, Ордос
Группу южных монголов (увэр-монголов) образуют этносы, преимущественно проживающие на территории Внутренней Монголии: авга, авганары, аоханы, асуты, арухорчины, баарины, горлосы, далаты, дарханы, джалайты, джаруты, дурбэн-хухэты, дурбэты, их-мянганы, монголжины, му-мянганы, найманы, оннигуты, ордосцы, суниты, тумэты, узумчины, ураты, ушины, хангины, харачины, хонгираты, хонхотаны, хорчины, хучиты, хэшигтэны, чахары.
Монголия в конце XVI в. представляла собой раздробленное на мелкие княжества и уделы государство, номинально управляемое династией чингисидов, официально именуемой Северная Юань. В этот период Монголия была разделена на два крыла, по три тумэна в каждом. Западное крыло — Ордос, Юншээбу, Тумэт — управлялось Джинон-нойоном. Восточное — Чахар, Халха, Урянхай — управлялось Великим ханом.
Вторая половина XVI в. для Южной Монголии характеризуется как постоянная борьба за власть и зоны влияния. Наиболее сильными и влиятельными были представители аймаков Тумэта и Чахара, прежде всего Алтан-хан Тумэтский (1548—1582), основатель города Хух-Хото, в зону влияния которого попали аймаки к западу от Тумэта, а также Алашань и Куку-Нор, населенные ойратами. Второй фигурой, оказавшей значительное влияние на историю южных монголов во второй половине XVI в., является Тумэн-Дзасагту-хан Чахарский (1557—1592), объединивший вокруг себя восточные аймаки и Куку-Нор
Период окончательной победы Абахая над чахарами (1636 г.)[65] и включения южных монголов в состав маньчжурского государства имеет особенно важное значение в истории монголов, так как именно с этим периодом связано появление такого термина, как Внутренняя Монголия и соответствующего ему административного образования, противопоставленного Внешней Монголии.
Во Внутренней Монголии было учреждено 7 сеймов (чуулганов): Чжирим, состоявший из горлосов, хорчинов, джалайтов, дурбэтов; Чахар (чахары); Шилингол (узумчины, суниты, хучиты, абга, абаганары); Уланцаб (тумэты, ураты, муу минганы, халха и дурбэн хуухэд); Ехэ-зуу (ордосцы, хангины, далаты и др.), Зуу-удэ (баарины, джаруты, арухорчины, найманы, хишигтэны, аохан, оннигуты, халха); Джосуту (харчины, тумэты и халха). Кроме них в состав южных монголов также вошли потомки таких родов, как арулат, асут, баргут, баят, дархан, их-мянган, бугунут, бэлгунут, монголжин, тавнан, уджиэт, урут, урянхай, ушин, хонгират, хонхотан, юншиэбу и др.
Другие монгольские народы
Кроме вышеперечисленных народов в самой Монголии проживают монголоязычные цаатаны, а среди монголов КНР также выделяют следующие этносы: баоань, дауры (вкл. гогули), дунсяне, канцзя, монгоры (ту), сычуаньские монголы, шира-югуры. Монголы согво-ариги, проживающие в китайской провинции Цинхай, говорят на тибетском языке. Юньнаньские монголы кацо (каджуо) говорят на языке тибето-бирманской группы.
Дауры совместно с подгруппой гогули (говол) ранее проживали в пределах исторического региона Даурия. В XVII в. после столкновений с русскими казаками переселились на территорию Маньчжурии. Являются потомками киданей и этногенетически родственны хамниганам. Цаатаны сформировались в результате этнического взаимодействия древних саянских самодийцев с тюркскими и монгольскими родоплеменными группами.
Баоань в конце XIII — начале XIV вв. начали передвижение в провинцию Цинхай, где поселились, установив тесный контакт с монгорами. Во второй половине XIX в. большая часть баоань переселилась в Ганьсу. Дунсян в Ганьсу, согласно одному из преданий, привел Чингисхан для охраны западных границ его владений. В других источниках их считают потомками части армии Чингисхана, разгромившей в 1226 г. тангутское государство Си Ся. Древнейшие предки монгоров — группы сяньби (тогоны), мигрировавшие из Маньчжурии на юго-запад в район оз. Кукунор в начале IV в. во главе с Туюйхунем, создавшим государство, названное по его имени Туюйхунь (Тогон). По преданию монгоров, нынешние их поселки были образованы как воинские поселения, охраняющие границы империи Юань от нападений со стороны воинственных тибетцев. По культуре и языку баоань и дунсянам близок немногочисленный этнос канцзя.
Шира-югуры в этногенетическом плане связаны с древними уйгурами и монголами туюйхунь. Проживающие в Цинхае согво-ариги во времена империи Цин использовались для контроля над землями тибетцев. Считается, что они откололись от хошутов, ныне проживающих на территории Хайси-Монголо-Тибетского автономного округа. Сычуаньские монголы и кацо, проживающие в южном Китае, переселились в данный регион во времена Хубилая. Их переселение обусловлено монгольским завоеванием империи Сун и государства Дали.
Старинные монгольские роды
Основу монгольских народов составляет большое количество старинных родов: потомки нирунов и дарлекинов, а также такие роды, как бурут, зайсан, керегут, тавнан, хороо, хурээ, хухэнут, цоохор, юншиэбу и др.
Зайсаны — потомки служилых людей, занимавших должность зайсана при дворе Великих ханов. Тавнаны — потомки аристократического рода, изначально образованного в качестве отборной военной единицы во времена Чингисхана. Первоначальное ядро тавнан составляли пять племён: уруты, мангуты, джалаиры, хонгираты и икиресы. Юншиэбу — потомки служилых людей, ведавших вопросами обслуживания двора Великих ханов со времён монгольской империи Юань. Вышеперечисленные роды имели высокий статус и причислялись к аристократическим родам.
Роды хороо, хурээ, хухуйд (хухэнуд), хэрэгуд (керегут), цоохор входили в состав семи северных отоков Халхи, составивших первоначальное ядро современных халха-монголов, и находились во владении сына Даян-хана — Гэрэсэндзэ. При разделении собственности между семью сыновьями Гэрэсэндзэ хэрэгуд отошли к третьему сыну Нухунуху, роды хурээ, хороо и цоохор отошли к четвёртому сыну Аминдуралу, род хухуйд отошёл пятому сыну Дараю. Хороо представляли собой обслуживающий персонал, который занимался различными обязанностями в ставках и дворцах монгольских нойонов. Хухуйд являются потомками хранителей синего знамени Чингисхана. Буруты, по А. Очиру, являются потомками енисейских кыргызов. Согласно другой версии, они — потомки монголов, рассеявших кыргызов.
Этносы монгольского происхождения
Моголы, хазарейцы, чараймаки (вкл. джемшиды, фирузкухи, таймани, теймури, аймак-хазара) в Афганистане имеют монгольское происхождение, однако в настоящее время за исключением моголов являются ираноязычными народами. Моголы, проживающие на территории Индийского субконтинента, говорят на урду, хинди и бенгальском языке.
Немалая часть тюркских этносов и родов имеет монгольское происхождение: алшын (вкл. алимулы (каракесек, карасакал, кете, торткара, шекты (вкл. жакаим), шомекей), байулы (адай, алаша, алтын, байбакты, берш, есентемир, жаппас, кызылкурт, маскар, таз, тана, шеркеш, ысык)), байлар, басмыл, барын, баяндыр (вкл. берендеи), баят, гирей, долан, дуван, дуваней, дулат (вкл. сикым, шымыр), дурмен, елан, жалайыр, калмак, калмаки, катаган (вкл. катаганы, шанышкылы), катай, кереи (вкл. абак, балта), кереит, кият, кошсы, крымские барыны, кунграт, кыпсак, локай, майман, мангыт, минг (вкл. мин (кубоу, суби), минги), монолдор, оразкелди, сальют, табын (вкл. ирэкте, кесе, кубаляк, табын (племя)), табын (род), тама, тамьян, тангаур, толенгит, торе, уак, уйсун (вкл. албан, ошакты, сиргели, суан, шапрашты, ысты), унгут, унлар, уран, чагатаи и др.
Многие этнические группы такие, как айле, дашти-кипчакские узбеки, дубо (вкл. тофалары, тубалары, тувинцы, тувинцы-тоджинцы), кальтатаи, киргизы (вкл. кайрылманы, монгол-киргизы (калмак-киргизы), памирские киргизы, фуюйские киргизы), кураминцы, кырки, лобнорцы, мусабазари, ногаи (вкл. большие ногаи, малые ногаи), огузы, юзы сложились в результате сложного этнического взаимодействия тюркских и монгольских племён.
Кроме этого ряд исследователей высказывал предположения, согласно которым к монголам также восходили такие этносы, как аргын (вкл. канжыгалы, каракесек, куандык (вкл. алтай-карпык), суйиндык (вкл. айдабол, каржас), таракты, тобыкты, шегендык (вкл. каксал)), гаогюй (теле), гуен, динлин, кайтак, каракалпак, кушан, ногай (вкл. карагаши, костромские татары, крымские ногаи, кубанцы, кундровцы, тюмены, утары, юртовцы), ногай-казах (вкл. уйсын-ногай), ойхор (уйгур), осман (оттоман), сельджук (сельджукид), сеяньто, таз, теленгит, телеу, телеут, тёлёс, тилеу, тюрк, усунь, хионит, хягас (кыргыз, хакас), эфталит, юэчжи и др.
Династии и роды монгольского происхождения
Ряд азиатских и европейских династий и аристократических родов ведёт своё происхождение от борджигинов и некоторых других монгольских родов.
Калмыцкие княжеские роды: Дондуковы, Дондуковы-Корсаковы, Тундутовы, Тюменевы.
Торе и Гиреи являются Чингизидами (потомками Чингисхана). При этом торе представляют собой один из основных компонентов в составе аксуйеков. К Чингизидам также относятся Арабшахиды, Аргуны, Аштарханиды, Джучиды, Туглуктимуриды, Хулагуиды, Чагатаиды, Шейбаниды, Шибаниды. К барласам восходят Тимуриды и Бабуриды, к джалаирам — Джалаириды, к сулдусам — Чобаниды.
От Джучидов своё происхождение ведут такие роды, как Чингисы, Кучумовичи, Аничковы, а также некоторые другие дворянские и княжеские роды. Основываясь на сведениях из Нусрат-наме, некоторые исследователи возводят к Джучи происхождение Каринских арских князей (Деветьяровы, Касимовы, Яушевы и др.). По другой версии, они являются потомками мангытов. От мангытов своё происхождение также ведут такие княжеские роды, как Байтерековы, Кутумовы, Урусовы, Шейдяковы, Юсуповы, Кантемиры, Кекуатовы.
По одной из версий, династия Тайбугинов ведёт происхождение от потомков джучида Тохтамыша. Родоначальник династии Тайбуга, как полагают Ч. Ч. Валиханов и другие авторы, был потомком кереитского Ван-хана. Согласно другим версиям, Тайбугины были потомками мангытов, салджиутов, конгратов или буркутов (беркутов).
Княжеский род Гантимуровых восходит к даурам и хамниганам. Вероятно, Гантимуровы являются потомками одной из младших ветвей киданьского императорского рода Елюй. От Гантимура своё происхождение ведёт также род Катанаевых.
Источник: Википедия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев