Нельзя кипятить воду (хоосн хар усн) без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока).
Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматривается солярный культ, имевший огромное значение в духовной жизни калмыка. После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченый в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают.
Первая порция приготовленного чая преподносится в качестве подношения бурханам. Чай наливается в жертвенную чашечку, которая постоянно находится на алтаре. По истечению определенного времени этот чай отдают детям, в основном мальчикам.
Известно, что калмыки поклоняются солнцу, луне, почитают землю. По этой причине калмык регулярно совершает обряды жертвоприношения небесным светилам, земле и по особому относится к предметам, форму которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещается наступать на порог дома с круглым основанием, держать дома пиалу с отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета. В калмыцкой пословице говорится: «Хотын сәәг күүнд өг» (Лучшую пищу отдай гостю). Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне может отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями, если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец.
Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке — в особых случаях) на уровне груди, тем самым, демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком (ширә).
При подношении чая строго учитывается иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является он гостем, родственником или кем –то еще. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения чая совершается хозяином дома.
Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йөрәл), в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йөрәл говорящий упоминает, как правило, и себя.
Выпив чай, принято возвращать пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивается как проклятье. Чайная церемония – это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отражается специфика национального характера калмыка, его религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев