Принес их папа, сделал небольшой загончик на слегка пожелтевшей траве двора, и мы, дети, потрясенные, наблюдаем за их перемещениями, самые храбрые берут одного большущего за спинку и пугают друзей. Считается, что крупные раки вкуснее и нежнее небольших. Может, кто-нибудь не знает, что раков, как и устриц и разных других морских гадов, ловить нужно только в месяцы с буквой «Р». С мая по август они линяют, выводят потомство. Зато в сентябре-октябре толстенькие, нагулявшие вес.
Хотя раки живут только в чистой воде и грязи не терпят, их нужно вымыть. Мама моет их щеткой в тазу, отскабливая от песка, затем раки на полчаса погружаются в чистую воду в глубокое ведро. Они лезут друг на друга, пытаются вырваться на свободу. В большую зеленую эмалированную пятилитровую кастрюлю наливают воду, мама бросает туда 10 -15 горошин перца, две столовых ложки соли, пучок петрушки, пучок укропа, несколько лаврушек, морковку, головку чеснока. В бурлящий бульон, наполняющий кухню букетом пряных ароматов, по одному вниз головой погружаются раки. Помню, что минут через десять папа бросал туда кусочек копченого сала. На четверть часа они остаются отдохнуть в бульоне, а затем выкладываются на огромное блюдо. Раки потрясают мое детское воображение чудесной метаморфозой: вот были зеленые, а поварились в кипятке - и уже ярко-красные! Через час в мусорном ведре лежат только останки царской трапезы.
Во взрослой жизни раков варили и в пиве, и в молоке, и с сахаром, и в огуречном рассоле, с добавлением белого вина, горчицы, аджики, сметаны. Рецептов много, но тот, классический, из детства, лучше всех!
Река была чистой и глубокой, пока не построили Вилейско-Минскую водную систему. Постепенно речка немного обмелела, затиневела, кое-где заросла осокой, раки пропали. И сегодня по ней можно плавать на лодках и катерах, но это уже не та река…
Говорят, нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, А если уж ступаешь дважды, то непременно ступишь в нее еще раз. Ну, может быть, простым дождевым облачком…
Красавица река, подруга моей души, – лекарство от любой беды. В ней черпаешь силу. Сядешь на берегу, посмотришь на зеркальную гладь плеса в ярких солнечных бликах или рассмотришь с моста, откуда хорошо виден золотой песок пляжа, как плавное течение несет травинку, листочек, веточку какую-нибудь, посидишь у воды, помолчишь в тишине, поймешь, что жизнь полна и потерь, и находок, всех простишь, все примешь – и излечишь душевный холод в теплой ее воде, и успокоится душа, и поймешь, что привычный бег реки – это жизнь наша. И когда уже не будет тебя на земле, река все так же будет отражать берега и прошлые дни, и воды ее будут струиться и спешить к Вилии, к Неману, а затем и к далекому морю, и кукушка будет щедро отсчитывать кому-то счастливые дни.
Постой же, время, не теки.
Постой со мною у реки
Такой медлительной и сонной.
Пусть жизнь покажется бездонной
Упрямым фактам вопреки.
На этом тихом берегу
Поверить дай, что все смогу,
Что ничего еще не поздно,
Что я… «И это ты серьезно?» -
Шепнуло время на бегу.
Отрывок из моей книги "Забыть невозможно вернуться"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев