НОЙШВАНШТАЙН
СТРАННАЯ ПАРА: король и композитор
Прежле чем отправиться в тур по залам этого прекрасного замка, я хочу несколько слов сказать о дружбе, объединяющей Баварского короля Людвига ll, создателя Нойшванштайна, и гениального композитора Рихарда Вагнера, творчеству которого и было посвящено это чудо архитектурного искусства.
Впервые они встретились 4 мая 1864 года, когда Людвиг только взошёл на престол. Он послал композитору свою фотографию, дорогое кольцо с рубином и приглашение немедленно приехать в Мюнхен. Хотя Вагнер, которому был уже 51 год, и являлся к тому времени автором таких прославленных произведений, как «Летучий голландец» и «Тангейзер», но он находился в отчаянном положении из-за своей бедности, неудачного брака и политической опалы. Юный же монарх, которому только что исполнилось 19 лет, пристрастился к музыке Вагнера, побывав за 3 года до этого на представлении его «Лоэнгрина». Опера потрясла Людвига до слез. Прочитав либретто незаконченного вагнеровского цикла из
4 опер «Кольца Нибелунгов», король поклялся взять на себя роль венценосного покровителя, чтобы воплотить этот грандиозный замысел на сцене.
Он пообещал заплатить за все, что пришлось выстрадать в прошлой жизни Вагнеру, устранить из его жизни все мелочные заботы, «чтобы Вы могли свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе Вашего восхитительного искусства». Монарх предоставил в распоряжение любимого композитора загородную
Виллу и сам переехал в замок Берг, чтобы быть поближе к своему кумиру. Когда они не проводили время вместе, планируя будущие оперы, они обменивались почти любовными письмами. Конечно, никто не может обвинить Вагнера, что он разделял гомосексуальные наклонности монарха, но письма их весьма странные и восторженные. «Нерасторжима связывающая нас нить, в моей душе пылает крепкая, вечная, священная и чарующая любовь к Вам»,- признавался композитору обожавший его король. «Без Вас я более ничто» , - вторил ему благодарный композитор. «О мой король, Вы -божество!»
Людвиг присутствовал на премьерах своего кумира, рукоплескал его «Тристану и Изольде» из королевской ложи в Мюнхене в 1865 году, радовался его триумфу. Но у них случались и размолвки - король случайно узнал, что Вагнер за глаза называет его «мой мальчик» и временно лишил его своего покровительства. Но более серьезная размолвка случилась у композитора с правительством Людвига, которое было недовольно теми суммами, которые тратил на него их восторженный король. 1 декабря 1865 года Правительство выдвинуло Людвигу ультиматум - ему предстояло сделать сложный выбор между «Вагнером и любовью
и уважением своего верного народа». Король выбрал народ и через 10 дней опальный композитор уже ехал в Швейцарию, якобы, поправлять здоровье. Идиллия этой странной пары продолжалась всего 18 месяцев.
Вагнер жил какое-то время в Швейцарии, а Людвиг издалека оказывал ему моральную и финансовую поддержку.
Через 8 лет король присутствовал на премьере оперы «Кольцо нибелунгов», которая состоялась в Байрейте. Это была их первая встреча после долгой разлуки. Людвиг долго стоя аплодировал успеху своего кумира вместе с восторженным залом.
Узнав о смерти своего любимца, которая произошла в Венеции 13 февраля 1883 года, Людвиг заявил: «Тело Вагнера принадлежит мне» - и велел привезти его в Байрейт для захоронения. «Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир, и именно я спас его для мира», - заявил монарх.
Автор: Виктория Алексенко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2