Ида Рубинштейн.
Автор: Татьяна Бахрушина
"Ида Рубинштейн, подобно Айседоре Дункан и Жозефине Беккер принадлежит к всемирно известным женщинам нашего века; вглядываясь в их судьбу и творчество, зачастую проверяешь не столько их, сколько- прославившее их время, что нравится, что увлекает, что заставляет людей 20 столетия возносить их на вершины?"
Петр Струве. Париж 1927 г.
Под обаяние Иды Рубинштейн, попадали все, кто видел ее в те годы. Она никого не оставляла равнодушным. Ида была изменчива и непредсказуема. Она могла исполнить танец сложной пластикой или изломанными графическими линиями.
Их Михаил Фокин ( балетмейстер) нашел в египетских изображениях и барельефах. Задачей было
донести аромат Египта в "Клеопатре".
После балета "Клеопатра" уроженке Харькова рукоплескал без преувеличения весь Париж, а на представление, в которых участвовала Рубинштейн, невозможно было достать билеты.
Ида была похожа на жительницу Ассирии или Вавилона. Фигура, отточенная ежедневными занятиями у станка, была современной, а лицо уводило в глубокую древность.
Сергей Дягилев решил изобразить на афише к будущему сезону 1910 года именно Иду Рубинштейн.
Афиша была заказана знаменитому художнику Валентину Серову. Серов поставил условие - писать Иду обнаженной, как даму эпохи Возрождения.
Афишей портрет не стал. Он стал самой знаменитой картиной Серова, созданной в совершенно не характерной для мастера манере.
Серов прибегнул к стилизации: сделал длиннее ноги, несколько деформировал тело, заострил контуры.
Серов написал свою модель в одной плоскости с фоном, создав образ, напоминающий египетские фрески. Художник говорил о портрете, что его модель "смотрит в Египет". Ольга Валентиновна Серова дочь живописца, писала в своих воспоминаниях: "Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как ее изобразил папа, он сознательно ее стилизировал".
Однако делал он это для того, чтобы максимально точно передать для следующих поколений образ женщины-бунтарки, оказавшей влияние на многие умы и перевернувшей с ног на голову устои и правила своей эпохи. Серов говорил об Иде Рубинштейн: "Одно могу сказать - рисовал я ее с большим удовольствием. Да и как иначе! Не каждый день приходится делать такие находки. Ведь эдакое создание... Ну, что перед нею все наши барыни? Да и глядит-то она куда-то в Египет".
Картина, в которую мастер вложил всю душу
(говорят, и он был тайно влюблен в Рубинштейн), получила слишком противоречивые оценки, а многие известные художники, например Репин, которого Серов очень уважал, обрушились с резкой критикой. Вскоре работа была приобретена у автора и передана в собрание Русского музея. В 1911 году картина экспонировалась на московской выставке "Мир искусства" и на международной выставке в Риме.
Нашлось достаточное количество публики, которая выступила с требованием прекратить демонстрацию полотна. Сам Серов в одном из писем излагал буквально следующее: " Вот какие бывают скандалы:
и я рад, ибо в душе - скандалист, да и на деле впрочем". Ида возлегает обнаженная на ложе фиолетово-голубой расцветки, что дает возможность зрителю увидеть истинную глубокую суть характера и особенностей одиозной и эксцентричной личности, которой и была Ида Рубинштейн.
В итоге полотно, написанное художником в 1910 году получило огромную популярность и множество представителей богемы отчаянно хотели взглянуть на эту вызывающую работу.
Ида Рубинштейн является одной из наиболее таинственных танцовщиц 20 века. Она не отмечала свои именины, скрывала информацию о себе, о своей семье. Именно ей удалось привнести наготу в строгие правила балета, существовавшие на тот момент. Ида отличалась по настоящему бунтарским складом характера и однозначно была прогрессивной личностью для своей эпохи.
Танцовщицей восхищались многие мужчины обладавшие самым высоким положением в обществе, а женщины во время ее появления, зачастую чувствовали себя " не в своей тарелке", поскольку красота Рубинштейн вызывала в них комплекс неполноценности. Ее жизнь была насыщенной и противоречивой. Идой восхищались, отдавая дань ее стилю.
Великая Вера Пашенная вспоминала, как в августе 1904 года встретила Иду в Малом театре. Ида проплыла мимо в пунцовом платье с длинным шлейфом, вся в кружевах:" Меня поразила прическа с пышным напуском на лоб. Онемев, я вдруг подумала про себя, что я совершенно неприлично одета и очень нехороша собой".
"Прошла Ида, и я сразу почувствовала себя уродливой, толстой, плохо одетой. Лицо Иды было такой безусловной, изумительной красоты, что все лица становились кривыми, мясными,
расплывчатыми" - вспоминала одна из актрис.
Родилась будущая звезда сцены в городе Харькове 3 октября 1883 года в зажиточной еврейской семье. Чета Рубинштейнов, родителей Иды, была сказочно богата, владела сахарными производствами, пивоваренными заводами и банками, и при этом были блестяще образованными. Девочка рано осиротела: сначала умерла ее мать, а в 1892 году ушел из жизни отец. Ида переехала в шумный Петербург к собственной тете, которая на тот момент была знаменитой светской львицей. Анна Горовец стала опекуншей Иды, предоставив ей лучших учителей. Ида жила в шикарном особняке на Английской набережной. Училась в самой престижной гимназии. Особенно хорошо ей давались языки: она овладела
английским, испанским, французским, итальянским
языками, после чего решила взяться за древнегреческий. Благодаря своему увлечению древнегреческим языком и античной культурой , наполненной глубокими и загадочными сюжетами, Ида всерьез начала задумываться о карьере актрисы.
Тетя наняла Идочке педагогов по сценическому искусству. Но одно дело - разбираться в искусстве и совсем другое выходить на сцену. В семье не поощрялась профессия танцовщицы и актрисы: они считались кем-то вроде женщин легкого поведения. Но Иде удалось сломать стереотипы: со временем
она стала легендарной балериной и законодательницей мод, на которую равнялись многие европейские красавицы.
Ида хотела свободы и вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира, но через месяц развелась и приняла православие. Ида была символом декаданса. Эпатажная танцовщица привыкла к одиночеству. Своим фанатам Ида говорила: "Я не могу идти рядом... Я могу идти только одна".
Ида решила покорить столичную сцену, поставив на собственные средства произведение "Антигона", авторство принадлежит Софоклу. Она познакомилась с самим Львом Бакстом - художником, сценографом, дизайнером и законодателем европейской моды на экзотику в начале 20 века. Лев Бакст не только стал одним из проводников Иды на большую сцену, но и одним из создателей ее культа.
"Это существо мифическое. Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню" ( Бакст об Иде Рубинштейн).
Ида выбрала для своей деятельности театр, которым руководила Вера Комиссаржевская. Вскоре в театре был поставлен спектакль по пьесе Оскара Уайльда
"Саломея", и несмотря на то, что его запретил к показу Священный Синод за аморальные элементы, Ида сыграла в нем главную роль, что и принесло ей
популярность.
Ида решила выступить с фрагментом из запрещенной
"Соломеи" и исполнила "Танец семи покрывал". Для этого она отравилась к знаменитому танцору и балетмейстеру Мариинского театра Михаилу Фокину. Летом 1908 года Ида и Михаил уезжают в Швейцарию, где в тихом пансионе несколько месяцев готовят экзотический танец, полный эротизма и чувственности.
Первое исполнение легендарного "Танца семи покрывал" состоялось на сцене Петербургской консерватории. Актриса танцевала, сбрасывая одно за другим все семь покрывал - и в итоге на ней остались лишь крупные в несколько рядов бусы.
Газета "Речь" писала : " На бурные вызовы публики половина танца была повторена... столько пленительной страсти... это истома страсти, выливающаяся в тягучее движение тела...". После этого танца Ида Рубинштейн мгновенно прославилась.
В дальнейшем экстравагантную Иду заметил сам Дягилев, предложивший ей пополнить ряды своей профессиональной труппы. В 1909 году Ида как звезда с труппой маститых мастеров балета отправилась в Париж.
Успех в "Шехеразаде" был ошеломительный .
Новая звезда не сходила с обложек газет и журналов, при этом она жила в шикарном особняке, по огромному саду которого разгуливали павлины, а внутри дома водилась самая настоящая пантера.
Александр Бенуа сказал о Иде Рубинштейн: " В ней есть что-то таинственное, до холода, до озноба, и что-то слишком пряное, изысканное".
В 1928 году Ида решила создать собственную балетную антрепризу. Ей удалось сманить сливки дягилевской команды - Александра Бенуа, Леонида Мясина и первую женщину-хореографа Брониславу Нижинскую.
Ей было дано все- необыкновенная внешность, фантастическое богатство, искрометный талант и огромное упорство в достижении своих целей. Состояние Рубинштейн было невероятным. Большие суммы тратились на благотворительность. Лев Бакст был покорен энергией и обаянием Иды. Он писал:
"Это была не хорошенькая актриса в откровенном
дезабилье, а настоящая чаровница".
1910 -й - канун мировой бойни. После постановки
"Клеопатры" и "Шехеразады" с участием Иды Рубинштейн последняя становится законодательницей парижских мод. Разрезы на платьях, имитирующие стиль театральных а-ля греческих и египетских костюмов, цветные парики, шаровары, цветные тюрбаны - стали неприменным атрибутом французской моды.
В Россию Ида больше не возвращалась.
В ее жизни было три большие влюбленности . Ида вышла замуж за сына петербургской тетки Владимира Горвица. Но практически все биографы называют этот брак фиктивным. Союз распался через месяц. Из воспоминаний о нем осталось лишь денежное содержание, которое Ида назначила бывшему из своего немалого состояния.
Итальянский драматург Габриэль Д'Аннунцио -поэт и политический деятель хорошо знаком всем любителям Италии. Его произведения пользовались большой популярностью у читателей Российской империи на рубеже веков.
Габриэле с Россией связывало несколько вещей:
читатели, творчество и безумная любовь к подданной империи- Иде Рубинштейн.
Эта женщина околдовывала всех - худая острая фигура, запоминающиеся черты лица, надлом и харизма, а главное - загадка и артистичность - прославили Иду на весь мир. Конечно, столь эффектную и чувственную особу не смог пропустить мимо Габриэле Д'Аннунцио - большой любитель женщин.
Их роман породил постановку, написанную специально для своей музы, посвященную мученичеству святого Себастьяна, главную
(мужскую ) роль играет несравненная Ида.
Она была поставлена в 1911 году с музыкой Дебюсси, декорациями Бакста и Идой Рубинштейн. Если в театре времен Шекспира женские роли исполняли мужчины то в начале 20 века женщины брались за некоторые мужские роли ( первого Гамлета на киноэкране, к примеру, исполнила Сара Бернар).
Католическая церковь отлучила автора от церкви , а католикам возбранялось читать его произведения. Сегодня в России это имя вспоминают крайне редко.
Но на рубеже 19-20 вв. Габриэль Д'Аннунцио являлся
властителем душ, знаменитым писателем и драматургом, бесстрашным военным летчиком и даже главой самопровозглашенной республики. По словам
знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан: " Д'Аннунцио был самым замечательным любовником нашего времени. Он умел создать видимость небесного бытия и сделать счастливой любую самую обычную женщину , хотя бы на одно мгновение".
Несмотря на не слишком блестящую внешность - маленький рост и лысый череп - Габриэле не прекращал бить рекорды Дон Жуана.
Писатель был невзрачен, даже некрасив, но было в нем что-то странное, влекущее, неизведанное, что
гипнотическим образом притягивало к нему самых разных женщин. Они просто боготворили его, поддаваясь его гипнотическому притяжению и бросали своих женихов, а то и жертвовали ради него семьей, репутацией, богатством.
Габриэле не смог устоять перед фантастической красотой и славой Иды - они стали любовниками. Через некоторое время к ним присоединилась известная деятельница феминистского движения, художница Ромэйн Брукс, влюбившаяся сначала в Иду, а затем в Габриэле. Некоторое время они открыто жили вместе. И для Брукс, и для Иды это был
плодотворный период. Ида ставила спектакли и снималась в фильмах по сценариям Д'Аннунцио, Брукс рисовала свои лучшие портреты. Но в 1915 году треугольник распался.
Ида снова начала путешествовать. После Революции в России средств стало заметно не хватать. Но Иде снова повезло. Она познакомилась с сэром Уолтером
Гиннессом- наследником пивной империи Гиннесов, миллионером и красавцем. Гиннесс, как и Ида, обожал путешествие, экзотику и красоту. Он был женат, но это не помешало ему вступить в многолетнюю связь с Идой - настолько открытую, что многие считали леди Гиннесс именно Иду. Они часто появлялись на великосветских приемах, совершали
совместные путешествия. Именно его деньги позволили Иде снова начать ставить драматические и балетные спектакли, привлекая французских актеров.
Во время подготовки в балету "Истар" - в декабре 1924 года скончался верный Лев Бакст. Специально для труппы Иды Рубинштейн Игорь Стравинский написал балет "Поцелуй феи". Но главной удачей труппы были балеты на музыку Мориса Равеля-
" Вальс" и "Болеро". В августе 1929 года Дягилев скончался в Венеции. Труппа Иды Рубинштейн осталась в Европе ведущей балетной антрепризой.
Ее постановки всегда благосклонно принимались и критикой и публикой. Последний раз Ида вышла на сцену в драматической оратории Онеггера " Жанна
Д'Арк на костре". Спектакль, воспринятый как антифашистский протест, имел шумный успех. Это было в 1935 году. ей было 52 года.
Когда немецкие войска оккупировали Париж, Иде пришлось бежать. С огромным трудом Иде удалось перебраться через Ла- Манш. Она осела в Лондоне.
Вместе с Уолтером они открыли госпиталь для раненых, работа в котором Ида отдавала все свои силы. Во время войны Гиннесс был британским эмиссаром на Ближнем Востоке. Проводя британскую политику он всячески препятствовал эмиграции еврейских беженцев из Европы в Палестину. Наибольшую известность получили трагические события с еврейскими беженцами из Румынии на корабле " Струма". В декабре 1941 года кораблю удалось доплыть до Стамбула, но турецкие власти не пускали на берег, чтобы те не остались в Турции. В конце концов турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море. 24 февраля 1942 года "Струма" погибла от удара немецкой торпеды. 768 пассажиров судна ( из них- 103 ребенка) погибли.
После гибели "Струмы" подпольная еврейская организация "ЛЕХИ" поставила цель отомстить британскому руководству. В 1944 году организацией "Лехи" был выслежен и убит Уолтер Гиннесс. Ида осталась одна.
После освобождения Парижа Ида вернулась в любимый город, но остаться там не смогла. Ее дом был разрушен, никого из прежних друзей не было...
Некоторое время Ида работала переводчиком в ООН -
пригодилось ее великолепное знание языков.
Вспоминают, что она по-прежнему была невероятно красива: величественная, царственная, она плыла по коридорам, заставляя всех оборачиваться ей вслед...
Поселилась Ида на Французской Ривьере, в городке Ванс, где купила небольшой особняк, так и прожила
до конца своей жизни - тихо, скромно, практически ни с кем не общаясь.
Умерла Ида Рубинштейн от сердечного приступа 20 сентября 1960 года. Согласно ее завещанию, никакого
извещения в прессе о ее кончине не помещали, о времени похорон никому не сообщали.
На могиле нет ни имени, ни дат, и только две буквы на могильной плите - I. R. - напоминают, что здесь покоится когда-то великая красавица Ида Рубинштейн.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19