Автор: Татьяна Бахрушина
Татьяна Алексеевна Яковлева известна в России как муза Владимира Маяковского.
" Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем". Эти строки Владимир Маяковский адресовал русской красавице эмигрантке
Татьяне Яковлевой. Наверное, впервые в жизни поэт любил столь страстно и нежно, с таким упоением и верой в счастье. Каждое его письмо, телеграмма, короткая записочка пронизаны любовью. В каждом слове, в каждом подарке - надежда на будущее, твердая уверенность, что они не когда-нибудь, а совсем скоро соединят свои судьбы.
Не будь их встречи поздней осенью 1928 года, наша героиня, несомненно, разделила бы участь сотен тысяч русских эмигрантов, безвестно канувших в Лету? В истории остаются очень немногие.
У нас в стране она больше известна как парижская любовь Маяковского, адресат стихотворений
"Письмо Татьяне Яковлевой", и " Письмо товарищу
Кострову из Парижа о сущности любви".
Между тем, жизнь у Татьяны Яковлевой была длинная и весьма насыщенная. Ее жизнь сложилась счастливо, учитывая в какое время она жила и была
эмигранткой, только единицы могли наладить свою жизнь , найти свое место за границей. Татьяне- удалось!
В Париже у Татьяны Яковлевой случился роман с Маяковским, продолжавшийся затем в письмах.
Маяковский уговаривал Яковлеву вернуться в СССР, но она осталась в Париже, где стала одной из самых заметных и ярких фигур русской эмиграции.
Татьяна Алексеевна Яковлева родилась в 1906 году в
Санкт-Петербурге. Татьяна происходила из весьма примечательной семьи. По линии отца она была в родстве со знатными дворянскими родами. Ее дед -
Евгений Яковлев был морским офицером, а бабушка,
Софья Кузьмина окончила Петербургский университет, а позже получила степень бакалавра философии в Берлине. Отец Татьяны -был известным инженером и архитектором. Мать- Любовь Михайловна была дочерью прославленного танцовщика и режиссера Мариинского театра Николая Аистова, она была красавица с изысканным вкусом и знала 4 иностранных языка.
Отец Тани строил зимний театр в Пензе по собственному проекту. Когда началась Первая мировая война, Алексея Яковлева призвали в армию. В 1916 году он поехал в США для закупки вооружения и исчез. Семья стала голодать.
У Тани имелся редкий дар запоминать стихи. Она в 14 лет знала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Блока и Маяковского. Этот талант спас семью Татьяны от голода - в 1921 году она читала стихи на улице красноармейцам и те подкармливали ее хлебом, что было тогда на вес золота. От голода и холода Таня заболела туберкулезом.
Ее бабушка Софья Кузьмина успела уехать к сыну в Париж, который был художником. Выехать в Париж Тане удалось благодаря своему дяде, популярному художнику Александру Яковлеву. Выпускник
императорской Академии художеств, Александр Яковлев за год до приезда Татьяны был удостоен ордена Почетного легиона. Оформить вызов для племянницы ему помог господин Ситроен, владелец автоконцерна, с которым художник согласился сотрудничать в обмен на ходатайство о Татьяне.
Первые месяцы 19-летняя девушка провела на юге Франции, где лечилась от туберкулеза, заработанного в голодные послереволюционные годы в Пензе. А затем поправилась и вернулась в Париж. Татьяна поступила в школу моды. Вскоре Таня преуспевает в моделировании шляпок.
Никого не оставляет равнодушным ее красота: афиши с лицом Яковлевой, рекламирующий тот или иной товар, развешен по всему городу. Дядя Александр вводит ее в мир светского Парижа. На ее глазах разворачивается роман Коко Шанель с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. Коко Шанель в восторге от красоты Татьяны. Ее обожает Сергей Прокофьев и она играет в четыре руки с композитором, знакомится с Жаном Кокто, которого через несколько лет спасет от тюрьмы.
Кокто, поселившегося в одном гостиничном номере с Жаном Маре, арестует полиция нравов. И Яковлева
примчится в полицейский участок Тулона и заявит, что ее любовника Кокто арестовали по ошибке. Великого драматурга немедленно освободят.
Общаясь с самыми выдающимися представителями русской культуры - за ней ухаживает Федор Шаляпин, свои рисунки дарят Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, - встречу с Маяковским Татьяна встретила спокойно. Татьяна быстро во французской столице стала своей. Рослая красавица - золотоволосая, загорелая, с безупречной фигурой, прекрасно образованная - нигде не оставалась незамеченной.
С Татьяной Яковлевой Маяковского познакомила сестра Лили Брик Эльза Триоле. В своих мемуарах
сама Эльза напишет, что сделала это для того, чтобы Владимир не скучал в Париже. Но встреча была организована с другими целями - отвлечь поэта от
родившей ему дочь американки Элли Джонс и задержать его в столице Франции, где он щедро оплачивал житье-бытье Эльзы Триоле и Луи Арагона.
Это были голодные времена в жизни Эльзы и Арагона. Ей пришлось на жизнь зарабатывать рукоделием. Из жемчуга, колец, пуговиц, кусочков отделочной плитки, обладавшая художественным вкусом, Эльза изготавливала недорогие ожерелья, а Луи Арагон искал оптовых покупателей. ( Я опубликовала историю любви Луи Арагона и Эльзы
Триоле в статье от19 сентября 2021 года).
Какие бы мотивы не преследовала Эльза, знакомя Маяковского с Татьяной, ее надежды на легкий флирт
не оправдались: они полюбили друг друга с первого взгляда и стали ежедневно встречаться.
Виктор Шкловский в своей работе "О Маяковском "
пишет: "Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их". Художник
В.И Шухаев пишет : "Это была замечательная пара.
Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже
красавица - высокая, стройная под стать ему".
После отъезда Маяковского, 24 декабря 1928 года,
Татьяна отправит письмо матери в Россию :
"Он такой колоссальный и физически и морально, что после него - буквально пустыня. Это первый человек,
сумевший оставить в моей душе след". Для Маяковского это было не просто короткое увлечение, а весьма серьезные отношения. Недаром из всех его возлюбленных только Татьяне - кроме, разумеется,
Лили Брик, - были посвящены стихи, что вызвало у Лили Брик приступ бешенства. Маяковский был настолько влюблен, что собирался жениться на Тане и
перевести ее в Москву. Но Татьяна сомневалась: зачем возвращаться в страну, откуда она с таким трудом уехала.
Внешне пара выглядела очень счастливой - два месяца постоянных встреч, поездок на море, счастья и любви. " Он был абсолютный джентльмен ко мне. Это была сама нежность, сама любовь, само внимание.
Это было что-то невероятное. Я такого никогда не видела...", - писала Таня матери.
Маяковский еще раз приехал в Париж. Они много времени проводили вместе. Когда в апреле Маяковский уезжал в Россию, на прощание он сказал ей: " Помни я тебя люблю, как никогда никого не любил прежде. И пиши, иначе я сойду с ума или умру, как бешеная собака".
В октябре 1929 года Лиля Брик не без злорадства сообщила поэту новость о том, что его новая муза собралась замуж за виконта Бертрана дю Плесси,
хотя речи о свадьбе тогда не было. Позже Татьяна все же стала его женой, и этот брак стал, по ее словам
"бегством от Володи". Она понимала, что уже не
увидится с ним. Маяковского больше не выпустили за границу( об этом позаботилась Лиля Брик).
Маяковский раздавлен. Больше он в Париж не пишет... 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой.
Но даже после своей гибели он все равно не уходил из жизни Татьяны. Накануне отъезда в Советскую Россию поэт оставил большую сумму денег в цветочном магазине и попросил, чтобы каждое воскресенье на адрес Татьяны приносили корзину цветов с его визитной карточкой.
Поняв, что Маяковский к ней не вернется, Татьяна приняла предложение виконта Бертрана дю Плесси.
Младший сын графа, из знатной семьи, блестяще образованный, красивый и обаятельный Бертран давно ухаживал за Татьяной. 23 декабря 1929 года они обвенчались. Медовый месяц молодожены провели в Италии, а оттуда выехали в Варшаву, где
Бертран получил пост торгового атташе во Французском посольстве. Здесь, 25 сентября 1930 года-Татьяна родила дочь Франсин. Мать звала ее
на русский манер Фроськой.
Вернувшись в Париж, Бертран занялся журналистикой, а Татьяна открыла шляпный салон.
Бертран давно перестал относиться к Татьяне с прежней страстью и изменял направо и налево.
Однажды Татьяна, раньше времени вернулась домой с лыжной прогулки, застала супруга в постели с другой.
На развод она не станет подавать только из-за дочери.
Семейная жизнь с Бертраном будет лишь номинальной. В 1937 году Татьяна попадает в страшную аварию. Потребовалось около 30 пластических операций, чтобы вернуть ей прежнюю красоту. Бертран дю Плесси, муж Татьяны, организатор первой эскадрильи военно-воздушных сил де Голля, в июле 1941 года был сбит фашистской
защитной артиллерией над Средиземным морем. Татьяна получила орден Почетного легиона, как его вдова, из рук Шарля де Голля.
В 1938 году, Алекс Либерман и Люба Красина, дочь советского посла во Франции, на которой он собирался жениться, приедут отдыхать на юг. Там же
восстанавливала свои силы Таня, попавшая за год до этого в автокатастрофу. На Лазурном берегу началось самое долгое увлечение Татьяны, закончившееся лишь с ее смертью. Александр Либерман вспоминал:
"Когда Татьяна протянула мне руку, у меня буквально
потемнело в глазах- настолько она была ослепительной... Когда наши пальцы соприкоснулись, нас будто ударило током".
В Париж они вернулись вместе.
Официально женой Либермана Татьяна станет в 1941
году после гибели Бертрана дю Плесси.
4 сентября 1912 года в Киеве, в семье совладельца нескольких лесоторговых компаний и его жены актрисы Генриетты Паскар, родился Александр Либерман, которому суждено было стать творцом мира моды и гламура. В 1921 году Либерманы сбежали за границу несмотря на то, что поначалу отец семейства, лесопромышленник, сотрудничал с советской властью в качестве экономического советника. Александр учился в Лондоне и Париже -
в Сорбонне изучал математику и философию, архитектуру - в Школе изящных искусств. В итоге изящные искусства взяли верх, и Либерман с головой нырнул в бурлящий котел Парижа. Он оформлял спектакли, зарабатывал на жизнь ландшафтным дизайном.
В 1941 году Татьяна вместе с Франсин и Алексом пребывают в США. Яковлева-дю Плесси получила
работу модистки в универмаге "Сакс на Пятой авеню". Она делает шляпки. Ее модели пользовались необыкновенной популярностью. В ее шляпках ходили Эдит Пиаф, Эсте Лаудер, Грета Гарбо, Марлен Дитрих.
В США, когда говорят Vogue - подразумевают Либерман. В Америке он быстро стал арт-директором
журнала Vogue, а в 1962 году получил пост редакционного директора империи Conde Nast.
Это он придумал и утверждал там все- от света на фотосессиях до расположения каждой буковки, и вошел в историю моды как революционер редакционного дизайна. Когда он пришел в издательство, журнал Vogue выглядел, как каталог для домохозяек. Это было очень узко и примитивно.
Он хотел, чтобы искусство пришло в глянцевую журналистику. Обложки журнала в исполнении Алекса Либермана становятся настоящими произведениями искусства - спустя полвека их будут выставлять в лучших музеях Америки и Европы и продавать на аукционах.
Алекс Либерман совершил настоящий переворот в гламуре и глянце. При его участии фотография стала одним из самых высокооплачиваемых видов искусства, это он давал "подзаработать" Дали, Джакометти, Леже, Пикассо, Сен Лорану и Диору.
Он возводил неизвестных, но талантливых и оригинальных художников на пьедестал славы.
И как бы между делом он строил свои знаменитые гигантские скульптуры. Его композиции выставлены в Галерее Тейт, музеях Гуггенхейма и "Метрополитен".
Вместе с поэтом Андреем Вознесенским они соорудили супер книгу ( размером 1м х 1м в обложке из стали) под броским названием " Ностальгия по настоящему" с текстом Андрея Вознесенского и
иллюстрациями Алекса Либермана. Несколько экземпляров были проданы ведущим коллекционерам мира.
В "Саксе" Татьяна проработала 23 года - пока в один прекрасный день мода на шляпки не прошла. Лишившись любимой работы , Татьяна всецело отдалась светской жизни: ее роскошные приемы, изысканные вечеринки и обеды собирали самый
изысканный круг. В доме Либерманов, обставленной белой мебелью и украшенном картинами самых знаменитых мастеров 20 века - в основном подаренными авторами, бывали художники и писатели, политики и киноактеры, Артур Миллер,
Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Генри Киссинджер,
Сальвадор Дали, Грета Гарбо, Юл Бриннер, Коко Шанель. Частыми гостями стали русские: Иосиф Бродский, которому Татьяна при первом же знакомстве предсказала Нобелевскую премию,
Андрей Вознесенский, Михаил Барышников, Александр Годунов.
Знаменитый историк моды Александр Васильев так вспоминает о своем визите в дом Татьяны Яковлевой -Либерман: " Это было накануне рождества 1986 года. В их поместье в Коннектикуте меня привез Геннадий Шмаков, секретарь Яковлевой, автор известной в Америке книги "Звезды русского балета". Яковлева производила впечатление строгой женщины.
Прямая, величавая, была блондинкой, носила прическу а-ля Мирей Матье и очки-стрекоза в стиле
70-х годов. Из одежды предпочитала брюки и блузку.
Дом был оформлен в стилистике 30-х годов. На стенах висели картины Михаила Ларионова, на которых были изображены Дягилев и Нижинский".
О Маяковском Татьяна помнила всегда. Любила рассказывать о нем в 70-х, когда у нее проявилась страсть к воспоминаниям. К ней часто приезжали гости из России. Всем своим гостям она читала стихи Маяковского. У нее была потрясающая память. Она знала огромное количество стихов, но особенно любила Маяковского. Она дружила с музами других поэтов. Была лучшей подругой Валентины Саниной, музы Александра Вертинского ( я опубликовала статью о Валентине Саниной). Была близка с леди Абди, урожденной Ией Ге, племянницей художника Ге, музой Алексея Толстого, который вывел ее в образе героини романа "Аэлита". К заслугам Татьяны Яковлевой относится восхождение Кристиана Диора и появление Ива Сен Лорана. Чета Татьяны и Александра была одной из самых известных в Нью-Йорке. Гостями на их шикарных приемах становились все сливки города. При этом семейная жизнь Татьяны
Яковлевой и Либермана тоже казалась идеальной.
Татьяна постоянно изобретала саму себя; она была явлением природы, ни больше ни меньше. На всех их совместных фотографиях, включая самые поздние, Либерманы всегда вместе - запечатленные в момент сплетения рук, в танце, в объятиях друг друга.
" В течении прожитых лет в общей сложности мы не были вместе пять дней, - признался Алекс. Но это были самые черные дни моей жизни". Его глаза всегда светились любовью, Они даже ссорились удивительно спокойно и уважительно. Никаких эмоциональных взрывов, обиженных глаз, надутых щек. Даже если кто-то из них на чем-нибудь зацикливался, другой умело переводил ситуацию в юмор. В конце 1980-х Татьяна и Алекс спорили только о том, кто из них умрет раньше. Но тут не обошлось без милых издевок: как настоящий джентльмен ты обязан пропустить даму вперед.
В 1991 году, накануне 85-летия, Татьяна дю Плесси-Либерман, умерла. Отпевание произошло в русской церкви, а похоронена на семейном кладбище в Коннектикуте. После ее смерти Алекс думал о самоубийстве. Александр хотел быть похороненным в одной могиле с Татьяной и даже приготовил надпись для себя. Но жизнь распорядилась по-другому. После
перенесенных инфаркта и клинической смерти он женился на филиппинке Милинде, одной из медсестер, ухаживающих в последние годы за Татьяной. В 1994 году Либерман выпустил фотокнигу: "Капидольо: Капитолий Микеланджело" - текст к ней написал Иосиф Бродский. Алекс был первым, кто опубликовал Бродского на английском языке.
Король гламура ушел из жизни за полтора месяца до календарного окончания эпохи. Здесь не обошлось без романтического жеста. Прах Либермана, по его завещанию, был развеян над Филиппинами.
Фото: Татьяна Яковлева
Татьяна Яковлева и Маяковский
Татьяна Яковлева и Алекс Либерман
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3