Для создания впечатляющей и долговечной кровли, преимущественно на культовых сооружениях, в зависимости от периода строительства использовали бронзу, свинец и цинк.
Так, например, сохранились свидетельства, что Пантеон в Риме, являющийся самым грандиозным сооружением своей эпохи (125 г. нашей эры), был покрыт позолоченной бронзой, которую в XVII веке попросту сняли.
Зато сохранилось множество католических храмов периода XVII-XIX вв., остроконечные крыши и высоченные шпили которых покрывались цинковыми листами.
Также встречаются объекты, покрытые свинцом, которые прекрасно сохранились, но оказались небезопасны для жителей плотно застроенных старинных центров городов. Взять, хотя бы всемирно известную святыню Собор Парижской Богоматери, пострадавший во время пожара в 2019 году. Расплавленный свинец, разлетавшийся в разные стороны, попросту залил всю округу.
4. Форма крыш и их композиционная роль на фоне городской застройки
После А-образных конструкций или переносных жилищ конической формы, которые, по сути, являются теми самыми шалашами (когда крыша выполняет роль боковых стен), самыми популярными считались простейшие односкатные крыши. Хотя у жителей Двуречья и Междуречья стали появляться дома с шатровыми крышами, которые позволяли организовать сводчатые формы строения с круглым основанием. Особенно популярными они стали в храмовом строительстве славян и восточных народов, у которых купола являлись невероятно популярным атрибутом любого культового сооружения. Наивысшего расцвета такая форма достигла в Средние века причем повсеместно.
Скатные крыши за всю историю человечества несколько раз трансформировались, приобретая новые черты и формы, которые впечатляют даже сейчас. Бывали периоды в истории, когда высота конька играла важную роль в оформлении дома, чаще всего именно крыша позволяла выделяться среди общей застройки, кардинально меняя облик дома. Особенно это заметно по старинным европейским городам, где преобладали двухскатные и вальмовые крыши, покрытые красной черепицей, если речь шла о светской архитектуре, включая жилой сектор. Над храмами можно увидеть черного цвета кровельное покрытие, что во все времена вызывало трепет и благоговение.
В период, когда модным направлением была готика уклон скатов крыши доходил до 45-75 градусов, а вот когда габариты зданий начали увеличиваться, крутизна покрытия резко снизилась. В этот период на первый план стали выходить культовые и общественные здания, которые возвышались над всей остальной застройкой. Впечатляющими были шпили и купола соборов, особенно если их покрывали сусальным золотом, сверкающим под лучами солнца. В эпоху Ренессанса, с которой связывают формирование французского барокко, появились новые модные тенденции в формировании облика домов. Как и прежде, важная роль отводилась крышам, но теперь преобладал переменный уклон скатов –, когда одна сторона образует угол 60-75 градусов, а вторая – от 10 до 30. С таким нововведением стало понятно, что геометрия крыши играет основополагающую роль в зрительном восприятии архитектурных объектов.
Нет комментариев