Пятидесятые годы прошлого столетия - время расцвета русско-китайской дружбы! После заявления Мао Цзэдуна в 1949 году об образовании Китайской Народной Республики (КНР), Советский Союз самым положительным образом отреагировал на это историческое событие, и русский с китайцем, как пелось в торжественной песне «Москва-Пекин», стали братьями навек.
Тогда же в СССР было принято решение об открытии гостиницы «Пекин», под строительство которой передали долгострой на Большой Садовой, где с 1939 года сначала возводили управление ГУЛАГа, а в послевоенное время, решили строить гостиницу для сотрудников НКВД, но и с этим объектом не задалось, не хватало финансирования.
Задание о проектировании получил «певец сталинского ампира», архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин, и под его руководством началось строительство символа русско-китайской дружбы, пятнадцатиэтажной гостиницы «Пекин», завершённое только в 1958 году.
Строили не жалея сил и средств: лепнина, ручная роспись, колонны и балконы, номера с высокими потолками, отделанные дорогими сортами дерева, застланные коврами и украшенные хрустальными люстрами.
Для оформления из Китая былы приглашены лучшие художники, они же создавали интерьер ресторана при гостинице. Это был дар Пекина Москве в знак "нерушимой дружбы".
Остались свидетельства, что первоначально над сценой, в конце колонного зала, была фреска, на которой Сталин и Мао жмут друг другу руки. К моменту открытия ресторана Сталин умер и даже был осуждён ХХ Съездом партии. Фреску обновили в 1962 году — Мао уже пожимал руку неизвестному русскому. Со временем дружба СССР и КНР тоже закончилась, и тогда с фрески исчез сам Мао.
Потолок ресторана «Пекин» украшали 12 трофейных хрустальных люстр из Германии. А между ними висели, кружась, китайские красные фонарики с с длинными шёлковыми кистями. Время от времени фонари загорались ярче, приводя публику в восторг.
Но главными достопримечательностями были наборный паркет небывалой красоты из морёного дуба, с ним сравнивали только кремлёвский.
Стены ресторана были украшены плотными шёлковыми обоями, со сценами из жизни китайского императорского двора, зеркалами в красивейших рамах и декоративными керамическими тарелками.
Покрытые лаком яркого вишневого оттенка, высоченные колонны, подпирали сводчатые потолки, на потолках была чудесная роспись в китайском стиле, золотом и яркими красками.
Между оконными проёмами, которые выходили на 1-ю Брестскую улицу, висели написанные цветной тушью картины с красотами Китая. Благодаря этим картинам было удобно резервировать места, заказывая «столик на шестерых у водопада» или «столик на двоих возле Китайской стены». А сами окна украшали ламбрекены из расшитой золотом парчи.
Монументальные столы из морёного китайского дуба были основательными и неподъёмными, говорят, что ни разу, ни один, даже самый буйный гость, не смог не то что опрокинуть стол, а даже сдвинуть его с места. Кстати, кресла и диваны также, отличались особой прочностью и были обиты плотной, как сейчас бы сказали, антивандальной кожей.
Отдельно нужно сказать о карликовых деревьях "бонсай", они впервые появились в СССР именно в ресторане «Пекин», их подарили китайские товарищи. Некоторые деревца были небольшими, в возрасте 20-30 лет, их ставили на специальные постаменты, а более старые, 50-70 летние, стояли на полу, многие дамы просили своих спутников купить им эти диковинные деревца, но это было просто невозможно, "бонсай" охраняли, как музейные реликвии.
У входа в зал и между окнами были установлены красивейшие китайские вазы, выше человеческого роста, они же стояли и в курительных комнатах, где дополнительно, для развлечения гостей, установили два огромных аквариума с совершенно диковинными рыбками.
С самого открытия ресторана его обеспечением занимался Калентий Евграфович Шульгин, великолепный специалист, начавший свой трудовой путь ещё до революции, и разбиравшийся в ресторанном деле досконально.
Он выписывал с трофейных складов и оборудование для кухни, и прекрасный фарфор для банкетных залов. Даже великолепные люстры, гордость «Пекина», были им лично разысканы на одном из трофейных складов под Смоленском или Воронежем. По решению Нюрнбергского суда Советскому Союзу в счет репарации досталось немало шедевров из немецких дворцов и музейных хранилищ Германии: мейсенский фарфор, традиционный немецкий голубой и вишневый хрусталь.
Для кухни он раздобыл превосходные крупповские котлы, чугунные сковороды, латунные кастрюли, электропечи и вытяжки.
Особой гордостью ресторана был прекрасный мейсенский фарфор и цветной немецкий хрусталь, а также столовое серебро, его насчитывалось до полутора тонн!
В ресторане бок о бок существовали две кухни, китайская и русско-европейская. Советских граждан решили приучать к китайской кухне постепенно, ведь китайские блюда слишком уж специфичны. Особенно всех изумлял суп из акульих плавников и маринованные медузы, а чёрные столетние яйца и китайская водка «Ханжа», настоянная на змеях или различных насекомых, здорово пугали самых впечатлительных клиентов.
Но в основном, китайская еда пришлась посетителям по вкусу, большой популярностью пользовался салат-ассорти «Дружба народов». На блюдо выкладывали небольшие кусочки рыбы в кляре, жареные пельмени, ломтики говядины, запечённые устрицы, маринованных медуз, трепанга, древесные грибы, острую капусту и ростки бамбука. Всё подавали с различными соусами, в том числе, и с настоящей диковинкой того времени - соевым соусом.
Очень полюбились посетителям утка по-пекински, телячья вырезка с ростками бамбука, кисло-сладкая свинина, замечательные пельмени, и креветки в кляре.
Русская кухня была просто роскошной: осетры и белужьи бока, рыбная нарезка, балыки и заливные, телячьи языки, жирная сельдь с картофелем и неженскими огурчиками, бараньи рёбрышки и даже куропатки.
Маяковский хотел в «Пекине» пива выпить, но денег не хватило, и теперь он идёт в «Софию», на ходу проверяя, сколько мелочи осталось в кармане. Примерно так городская легенда описывала роль памятника Владимиру Маяковскому, установленного на площади в 1958 году — как раз спиной к ресторану.
В ресторане играл джазовый оркестр, многие звёзды советской эстрады начинали свой путь на ресторанных подмостках лучших советских ресторанов.
Главным блюдом меню была «Вырезка фри с выходом», стоимостью 28 советских рублей, она же в этом меню присутствовала и по приемлемой цене за 1 рубль и 30 копеек. Но гости, желающие погулять с шиком, частенько заказывали именно "вырезку с выходом".
Весь пафос заключался в торжественной доставке блюда из ресторанной кухни на стол клиента. Вырезку выносила процессия, состоявшая из усатого швейцара, наряженного в ливрею, официанта, с солидным мельхиоровым блюдом в руках, и трёх девушек, сотрудниц ресторана, одетых в разноцветные накидки. Швейцар важно шествовал к столу гостя, в руках он держал оркестровые тарелки, которыми периодически ударял друг об дружку, официант нёс поднос с едой, а девушки пританцовывали. Совершив доставку блюда к столу, вся процессия быстро удалялась.
Многие знают про узбекский инцидент, настоящий анекдот, случившийся с двумя гостями столицы, зашедшими в ресторан на обед. Гости были одеты в колоритные узбекские халаты, по всему было понятно, что в таком ресторане они оказались впервые. Узбеки очень вежливо спросили у обслуживающего их официанта, для чего на тарелках стоят свернутые конусом белые салфетки. Официант решил пошутить, и ответил гостям, что зал ресторана очень большой, громко кричать не принято. Поэтому гости, съев закуску, надевают эти конусы - колпачки на голову, и официант сразу же видит, что пришло время нести горячее.
Гости поели и надели на головы салфеточные конусы. Официант потом конечно пытался объяснить, что он пошутил, но гости ему вежливо улыбались и не верили. Долгое время после этого случая, завсегдатаи ресторана, если официант про них забывал или был нерасторопен, надевали на голову конусы из салфеток 😊
В гостинице «Пекин» проживали в своё время многие советские и мировые знаменитости: Марина Влади, Марсель Марсо, Дин Рид, Аркадий Райкин, некоторое время, после смерти отца, в гостинице проживал Василий Сталин.
Ресторан посещали известнейшие актёры и звёзды спорта, музыканты и учёные. Очень любили посещать и сам ресторан, и гостинничные буфеты актёры из ближайших театров, а рядом располагались "театр Сатиры", "Современник", "театр имени Моссовета", Московская филармония, "Кукольный театр Сергея Образцова".
Особой любовью пользовался "закрытый" буфет на 13 этаже гостиницы.
Все посетители знали, что находятся под неустанным наблюдением КГБ и МВД, считалось, что многие сотрудники гостиницы были агентами этих служб, но, несмотря на опасения подобного рода, в «Пекин» попасть было очень сложно, даже днём. Это был настоящий кулинарный рай, каждому хотелось попробовать необычные блюда и окунуться в атмосферу настоящей советской роскоши.
В изначальном виде «Пекин» просуществовал недолго. Уже в 1960-е из интерьера стали пропадать некоторые ценные детали. По одной исчезли декоративные расписные керамические тарелки метрового диаметра, висевшие на колоннах, и фарфоровые кувшины в человеческий рост. До 1970-х годов продержались бронзовые скульптуры, стоявшие у эстрады, и аквариумы с экзотическими рыбками, которыми любовались посетители курительных комнат (их, кстати, в «Пекине» было две — женская и мужская).
Но всё равно, даже после разрыва отношений с Китаем и дикой нелюбви Хрущёва к Мао, и гостиница, и ресторан «Пекин» чувствовали себя вполне комфортно, но вот девяностые пережить без потерь не удалось.
Всё было разворовано, исчезла прекрасная посуда и дорогие предметы интерьера, в ресторане открыли казино, кухня была в страшном упадке, в самом заведении в основном «гуляли» криминальные личности, а гостиницу отдали под офисы непонятных компаний.
В 2000 году гостиничный комплекс постепенно начали реставрировать, полностью отремонтировали все 142 номера различных категорий, открыли спа-центр, конференц-зал, несколько ресторанов и кафе. Сегодня здание признано историческим памятником сталинской архитектуры.
В 2019 году гостиничный комплекс выкупила китайская госкорпорация из города Чэньду, менять профиль здания она не собирается, и гостиница, и ресторан останутся на своих исторических местах. Посмотрим, как всё будет развиваться в дальнейшем, надеемся на лучшее.
Нынешний ресторан называется «25:45». В нем проходят концерты кавер-групп, дискотеки, работает спорт-бар. На сайте отеля сказано, что все блюда готовятся «на настоящем газовом воке, которым пользовались около 50 лет повара гостиницы „Пекин“».
Источник: "Правильно готовим!"


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев