Депутат-коммунист Александр Волобуев возмутился размером компенсаций за ЕГЭ
Депутат фракции КПРФ в АКЗС Александр Волобуев, работающий учителем географии в одной из школ Барнаула, в
своем телеграм-канале рассказал о крайне низких выплатах учителям, задействованных в проведении ЕГЭ и ОГЭ. Об этом пишет журналист ИА «Толк» Екатерина Гаськова.
Парламентарий и по совместительству учитель географии публично поднял проблему низких выплат педагогам, работающим на выпускных экзаменах, – по его словам, они несопоставимы с уровнем ответственности.
Компенсации учителям края, задействованным при проведении ЕГЭ и ОГЭ, остаются одними из самых низких в стране и несопоставимы с документарной и эмоциональной нагрузкой – об этом заявил депутат регионального Заксобрания (АКЗС) и учитель географии Александр Волобуев. Парламентарий также «прошелся» по ограничениям и правилам для педагогов, которые, по его словам, создают лишний стресс.
В текущей экзаменационной кампании парламентарий впервые примерил на себя роль организатора в аудитории, за что получил 108 рублей. В минобре региона пояснили, что уже прорабатывают вопрос увеличения выплат.
«Получают, сколько заработали»
За сопровождение ЕГЭ и ОГЭ отвечают шесть основных категорий работников: руководитель пункта проведения экзамена, организатор в аудитории, организатор вне ее, ассистент, технический специалист и член государственной экзаменационной комиссии края.
День экзамена им оплачивается из расчета их среднего заработка. Сверх этого педагогам также назначается компенсация. Ее размер депутат АКЗС и по совместительству учитель географии барнаульской школы № 103 Александр Волобуев назвал «издевательски малым»: об этой проблеме политик написал несколько постов в своем телеграм-канале.
Парламентарий поделился, что в этом году сам впервые решил поучаствовать в проведении итоговой аттестации – на испытаниях по математике он был за «главного» в аудитории.
«Можно 6 уроков провести и получить за это рублей 700-800. А здесь? Ты приходишь к 8:30, экзамен начинается в 10:00, продолжается 3-4 часа. Потом, когда дети уходят, ты еще минут 20-30 оформляешь завершение экзамена, зачитываешь все под камеру, подписываешь – и идешь «сдаваться» в штаб. А в штабе может быть очередь из организаторов. Соответственно, ты можешь ждать завершения своего рабочего дня часа четыре. И, по сути, за 8-часовой рабочий день получаешь 108 рублей. У меня один урок, 40 минут работы, стоит 193 рубля – а здесь нагрузка, несопоставимая в разы»,
– рассказал «Толку» Волобуев.
Педагог уточняет, что сумма в 108 рублей получилась после вычета налогов: с ними компенсация организатору в аудитории составляет 125 рублей в день, и это еще не самая маленькая выплата: скромнее получают только ассистенты и организаторы вне аудитории – 65 рублей. 170 рублей в день назначают членам экзаменационной комиссии. Самыми «высокооплачиваемыми» считаются технические специалисты и руководители экзаменационного пункта: 285 и 420 рублей соответственно.
О том, что выплаты остаются одними из самых низких в России, заявлялось и в ходе январского правительственного часа с министром образования края Светланой Говорухиной: тогда коллега Волобуева, депутат Андрей Чернобай, предложил взять на вооружение пример Хабаровского края, где размер компенсаций рассчитывается строго по формуле – МРОТ делится на произведение нормы рабочих часов, районного коэффициента и процента надбавки за стаж.
Говорухина тогда признала проблему и отметила, что министерство работает над пересмотром суммы.
В ответе на официальный запрос «Толка» ведомство повторило этот тезис, но без конкретных деталей. В министерстве также не раскрыли, как именно рассчитываются эти выплаты в крае, и отметили, что «каждый человек получает ту сумму, которую он заработал от объема выполненных работ».
По данным краевого минобра, в проведении ОГЭ в 2025 году задействовано порядка 27% педработников, на ЕГЭ – более 13%.
«Дети зашуганные и учителя такие же»
По словам Александра Волобуева, скромные компенсации абсолютно не покрывают трудозатраты педагогических работников.
«Есть «туалетные» ведомости так называемые – когда фиксируется время выхода ребенка в туалет и время возвращения. Плюс куча разных протоколов: протокол распечатки, опечатки КИМов, протокол сканирования – все настолько задокументировано! И на мой взгляд, как человека, который работал на избирательных кампаниях, провести выборы гораздо легче, чем ЕГЭ. И отдельно стоит отметить, что за нарушения в проведении выборов штрафуют гораздо меньше. На выборах тебя могут оштрафовать на 5-10 тыс., а за экзамен – до 40 тыс.»,
– поделился с изданием собеседник.
Ответственность за нарушения при проведении государственной итоговой аттестации прописана в статье 19.30 Административного кодекса РФ.
Отдельная история – эмоциональные перегрузки, которые усугубляются множеством гласных и негласных правил, продолжает педагог. Например, учителю запрещено проносить с собой в класс телефон или книгу, чтобы скоротать время: нужно постоянно «бдить» экзаменуемых – впрочем, тоже не особо усердствуя.
«Если никто ничего не нарушает, организаторы в аудитории должны четыре часа либо смотреть в окошко, либо перечитывать инструктаж, либо смотреть на учеников, притом особо пристально засматриваться на них тоже нельзя, потому что бывали случаи по стране, когда ученика сбили с мысли. А сбили с мысли – это апелляция, это штраф пункту проведения экзамена. Нельзя носить бусы, потому что они гремят, высокие каблуки, потому что они стучат. Там дети зашуганные и учителя такие же. И все сидят друг друга боятся»,
– подытожил Александр Волобуев.
При этом и после экзамена его участники остаются под неусыпным надзором: записи с видеокамер могут просматриваться в течение года, и не исключено, что ускользнувшие от внимания нарушения «всплывут» позже.
В региональном минобре отметили, что в крае случались эпизоды привлечения педагогов к ответственности – «в случае оказания содействия участникам государственной итоговой аттестации».
Правовой портал «Гарант» со ссылкой на обнаруженные в открытом доступе судебные постановления писал, что в 2024 году в России было оштрафовано более десятка учителей. Проступки заключались в том, что педагоги не удалили выпускника из класса после обнаружения телефона, не заметили шпаргалок, не пересчитали количество черновиков или не проверили правильность заполнения полей на экзаменационных бланках.
Екатерина Гаськова, ИА «Толк»