В праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня Церковь вспоминает, как в Константинополе, начиная с IX века, в августе, ежегодно выносили часть Животворящего Древа (дерева) Креста, на Котором был распят Иисус Христос, из домовой церкви византийских императоров, где он весь год хранился, в храм святой Софии. Здесь совершали освящение воды, а потом святыню носили по городу - в течение двух недель. При этом служились специальные богослужения - литии (греч. - "просьба, усердное моление"), "для освящения мест и отвращения болезней". Начало августа - самое жаркое и самое неблагоприятное время в смысле эпидемий. Крест, на Котором был распят Христос - это не только орудие казни. Это еще и святыня, через Которую произошло спасение всего человечества, избавление его от смерти. Верующие заметили, что святыня - Крест, на котором был распят Христос, при усердной молитве, спасает, избавляет от болезней. Поэтому традиция, возникшая в Константинополе в IX веке, с ХII-ХIII веков утвердилась во всех Церквях. Сегодня, в Медовый спас, после Божественной Литургии служится чин малого освящения воды. Вместе с освящением воды освещают и мед. Отсюда народные названия праздников - "Первый, медовый спас", "Мокрый спас", "Спас на воде". В день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в храмах в центр выносят Крест - святыню христианства.
В названии праздника слово "Спас" - это сокращенное, народное, от имени "Спаситель". Сегодня отмечается еще одно событие - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Церковные праздники – это всегда события, связанные с жизнь. Иисуса Христа, Божией Матери, жизнью и подвигами святых, прославивших свою веру. Что же это за праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице? В этот день мы вспоминаем о победе святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) над волжскими булгарами в 1164 году. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли Князь Андрей, неслучайно прозванный Боголюбским, пошел походом на завоевателей. С собой Андрей взял образ Богородицы - впоследствии икона получила название Владимирской иконы Божьей Матери. Чудотворный образ вместе с Честным Крестом Христовым перед войсками князя Андрея несли два священника. Готовясь к сражению, причастившись, благоверный князь обратился к Богородице с такой молитвой: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени и полководцы, и все воины. Приложившись к образу, кинулись в битву и обратили булгар в бегство. По преданию, в тот же день была одержана победа и греческим императором Мануилом над сарацинами. И для русского воинства, и для греков, божественная помощь в этих битвах не подвергалась сомнению. Более того, она сопровождалась зримыми знамениями: иконы Спасителя и Божьей Матери, бывшие в войсках, будто светились. И это свечение было замечено всеми в войсках. В память о победах, одержанных по молитвам Спасителю и Пресвятой Богородице, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Нет комментариев