Достаточно мимолетного взгляда на эти картины, чтобы попасть совсем в иной мир «Девичьих игр» художницы Натальи Сюзевой.
– Мы знакомы много лет, я знаю тебя как человека приветливого, открытого, улыбчивого. Но в твоих картинах много грусти и печали. Что печалит Наталью Сюзеву?
– Существует определенный этикет. Когда ты кому-то улыбаешься, то надеешься, что в ответ никто «не гавкнет», а также ответит тебе улыбкой. А есть внутренняя жизнь человека – это и раздумья, и печаль. Для меня личная трагедия – уход близких людей, которые меня любили и которых уже никогда не вернуть. Когда понимаешь, что ты этого лишен навсегда… Все остальное – мышиная возня.
– «Женщины интересны во всех проявлениях» – это твои слова, которые объясняют, почему ты чаще всего пишешь женские портреты. Неужели мужчины тебе совсем не интересны?
– У меня растет сын. Как я могу не интересоваться мужчинами? Просто я про них мало что знаю. Жизнь женщины – это такая вселенная! Очень хорошо помню, когда была маленькая, меня воспитывала бабушка. Помню морщинки, покрывавшие ее лицо, словно кора у дерева, только мягкая, как бархат. Это очень красиво.
– На некоторых картинах угадывается твое лицо, хотя автопортретами их назвать сложно. Ты рисуешь себя?
– Когда мне надо выразить не образ, а идею, когда типаж не так важен, тогда рисую себя. Но это невольно получается. В училище двадцать студентов рисуют одну натуру, но у всех получается по-разному.
– Что ты хочешь донести своим творчеством, какую мысль?
– Если бы я была здравомыслящей женщиной, я бы стала бухгалтером. Но я стала художником. Я рисую тот мир, в котором мне комфортно, со своей нелепостью, возможно, даже инфантильностью. Я порой ловлю себя на мысли, что взрослой женщине как-то уже неприлично принцесс рисовать. Но художник же не публицист. Он находится над толпой, над временем, над ситуацией и открывает свой внутренний мир.
– Ты рассказывала, что в год, не считая заказов, пишешь порядка 50 картин. Откуда черпаешь вдохновение?
– Вдохновение… Наверное, Бог дает. Но с возрастом пишу все меньше, угасает источник, и это грустно. Недавно я готовилась к персональной выставке и в типографии встретила девушку… В майке и трусах и вся в татуировках. Красоты неземной. Может, ей за двадцать, но выглядит как подросток. Я нарисовала ее принцессой… в татуировках. Она же тоже принцесса, тоже хочет быть красивой.
– А есть среди сотен работ любимая?
– Это моя давнишняя картина, я ее не продаю, она всегда со мной. Называется «Последний первый снег». У меня 50 зим за плечами, еще 50-ти уже точно не будет. С возрастом это намного острее ощущается.
– Я знаю, у тебя есть натюрморты, пейзажи, но их меньше.
– Пейзажи служат делу. Сидишь всю зиму в мастерской и постепенно утрачиваешь ощущение цвета, их сочетаний. Как у музыканта – камертон, у художника – природа. Я не считаю себя пейзажным живописцем, но на пленэр регулярно выезжаю, чтобы достичь гармонии.
– Твои работы есть в частных коллекциях в разных странах – Франции, Германии, Канаде, Израиле. Были ли предложения о персональной выставке за границей, мечтаешь ли о ней?
– Я провинциальный житель и предана своему городу. В основном мои картины покупают русские эмигранты. Иностранцам они не интересны, потому что не понятны. У меня абсолютно нет желания выставляться за границей.
– Ты много выставляешься в разных городах. Но почему так мало в Пензе? Первая выставка в родном городе у тебя состоялась в сентябре прошлого года.
– Негде. У нас нет выставочного зала, и это стыдобища. Мы единственный областной центр без выставочного зала. Это позор. Я бываю на пленэрах, мне художники предлагают обмен. А нам некуда их пригласить, просто негде выставить работы. Картинная галерея – это музей, у него свои задачи. Правда, когда директором стал Кирилл Застрожный, галерея стала более открытой к разным инициативам. Поэтому я легко сделала свою персональную выставку. У нас низкая покупательская способность. Но художнику нужно себя обязательно показывать, тогда будет интерес. Сегодня филармония, киноконцертный зал ждут нас с распростертыми объятиями. Мы уже две выставки сделали. Там прекрасный интерьер, наши картины его только украшают, смотрятся достойно.
– Что ты ждешь от жизни? Чего тебе безумно не хватает сегодня? – Времени. У меня паранойя какая-то: кажется, что меня все отвлекают, что время кто-то отнимет, заберет. Я очень не люблю выходить из своей мастерской, последний первый снег совсем не за горами. Хочу успеть то, что, возможно, еще не успела.
КСТАТИ
Наталья Сюзева откликнулась на предложение участвовать в благотворительном проекте «Пенза. Взгляд», посвященном 125-летию со дня основания Пензенской картинной галереи. Принимаются работы на конкурс по пяти номинациям. Подробности на сайте пензавзгляд.рф . Выставка лучших работ пройдет в Губернаторском доме и крупных торгово-развлекательных центрах Пензы.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев