Сухур (Предрассветная пища)
Важность и достоинства сухура
Каждому мусульманину следует
придерживаться сухура в последнюю часть
ночи с намерением поститься. Посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
сказал:
«Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре
благодать».
аль-Бухари 1923, Муслим 1095.
Относительно достоинства совершения сухура,
посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал:
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют
тех, кто совершает сухур».
Ахмад 3/12.
Сухур – это также отличие поста мусульман от
поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, разница между нашим постом и
постом людей писания – это сухур».
Муслим 2/770.
О важности сухура говорится во многих
достоверных хадисах.
От Ибн ‘Амра, Абу Са’ида и Анаса (да будет
доволен ими Аллах) сообщается, что пророк
(мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Совершайте сухур хотя бы глотком воды».
Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис
достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945.
Также пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал:
«Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте
же его».
Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-
джами'» 3683.
Также пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал:
«Наилучший сухур верующего – это финики».
Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-
таргъиб” 1/448. Время сухура
Время сухура начинается незадолго до
начала рассвета. Если человек ест за
несколько часов до рассвета или перед сном,
то это не называется сухур.
См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.
Желательно откладывать сухур на последнюю
часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн
‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как
посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал:
«Нам, пророкам, было велено разговляться
пораньше, а сухур совершать позже»”.
Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис
достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”
4/376.
Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
сказал:
«Заря бывает двух видов: заря, при которой
запрещается есть и разрешается совершать
утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя
совершать утреннюю молитву, но разрешается
есть».
Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи.
Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн
Хузайма, аль-Хаким. См. “ас-Сильсиля ас-
сахиха” 693.
Человек можно есть до тех пор, пока не
убедится в том, что начинает светать.
Всевышний Аллах сказал:
«Ешьте и пейте пока не сможете отличить
белую нить рассвета от черной» (аль-Бакъара
2: 187).
Ибн Аббас сказал:
“Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши
сомнения не исчезнут (относительно
рассвета)”.
‘Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал
иснад достоверным См. “Фатхуль-Бари” 4/135.
Такого же мнения придерживался и шейхуль-
Ислам. См. “Маджму’уль-фатауа” 29/263.
Утверждение же о том, что прекращение еды и
питья, во избежание ошибки, должно быть до
наступления рассвета, например, за десять
минут – является нововведением (бид’а).
Некоторые расписания даже имеют отдельную
строчку, в которой написано “имсак” (т. е.
время прекращения еды и питья) и отдельную
графу для наступления утренней молитвы –
это не имеет под собой никакой основы, и мало
того противоречит достоверным хадисам.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
сказал:
«Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к
молитве и блюдо (с едой) находится в руке
одного из вас, то пусть он не кладет его, пока
не доест из него».
Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким
1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни
2/165. Достоверность хадиса подтвердили имам
аль-Хаким, шейхуль-Ислам. См. “ас-Сильсиля
ас-сахиха” 1394.
В этом хадисе указание на то, что так
называемое время отказа от еды (имсак),
которое устанавливают минут за 15-20 до
утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть
до наступление азана, является
нововведением.
См. “Тамамуль-минна” 418.
Этот хадис подтверждается множеством
достоверных преданий. Абу Умама
рассказывал:
“Однажды, когда призвали к молитве, у Умара
в руке был стакан, и он спросил пророка (мир
ему и благословение Аллаха): “Допить мне
это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Да,
допей»”.
Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса
хороший.
Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил у
Джабира, что делать человеку, который
желает поститься, и во время призыва у
которого в руке стакан с питьем? Он сказал:
“Мы тоже упоминали при пророке (мир ему и
благословение Аллаха) о таком же случае, и
он сказал:
«Пусть пьет»”.
Ахмад 3/348. Хафиз аль-Хайсами назвал
иснад хадиса хорошим. См. “Маджму’у-
Ззауаид” 3/153.:
“В хадисе под словами: «Если кто-либо из вас
слышит призыв (азан) к молитве»,
подразумевается второй азан. Это вовсе не
первый азан, который неправильно называют
азаном отказа от еды (имсак). Мы должны
знать, что нет никакого основания в Сунне
для называния первого азана – азаном отказа
(имсак)”.
Передается со слов Ибн Мас’уда (да будет
доволен им Аллах), что однажды пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сказал:
«Призыв к молитве, возглашаемый Билялом
ночью, ни в коем случае не должен мешать
вам есть перед рассветом, ибо он произносит
слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из
вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы
сообщить о наступлении времени утренней
молитвы».
аль-Бухари 621, Муслим 2/768.
В другой версии хадиса сказано: «Поэтому
ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн
Умм Мактум».
Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан,
который означал, что еда с этого момента
становится запретной, и что теперь наступило
время утренней (фаджр) молитвы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев