СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАТЬ ПРАВЕДНОЕ
ДЕЛО РАДИ МИРСКИХ БЛАГ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
Всевышний Аллах сказал:
«Тому, кто желает жизни ближней и её
прелестей, Мы полностью воздадим в ней за
дела их, и не будут они здесь обделены. Это —
те, для которых в Будущей жизни нет ничего,
кроме Огня, и тщетно то, что они совершили
здесь, и пусто то, что они творили!» (Худ, 15—
16).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится
следующий хадис Абу Хурайры:
Посланник Аллаха сказал:
«Несчастен раб динара, несчастен раб
дирхема, несчастен раб одежды, несчастен
раб убранства! Он доволен, если даровано ему
благо, а если не получает ничего, то
сердится. Да будет он несчастен, и
опрокинутся все его дела с ног на голову!
Даже будучи уколотым колючкой, да не
извлечёт он её!
Туба — тому, кто держится за узду своего коня
на пути Аллаха, с растрёпанными волосами и
запылёнными ногами. Если он несёт службу на
заставе, то делает это должным образом, а
если он в арьергарде, то служит по-
настоящему. Когда он испрашивает
разрешения, он не получает его, а когда
заступается, его заступничество не
принимается». (Аль-Бухари 6/61 и, в
сокращённой форме, 11/216; Ибн Маджах).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Желание человека обрести мирские блага
за счёт содеянного им для Будущей жизни.
2. Тафсир аятов 15—16 из суры «Худ».
3. Именование мусульманина выражениями
«раб динара», «раб дирхема», «раб
убранства».
4. Разъяснение этого тем, что «он доволен,
если даровано ему благо, а если не получает
ничего, то проявляет негодование».
5. Высказывание Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует: «Да будет он несчастен
и опрокинется его дела с ног на голову!»
6. Его высказывание: «Даже будучи уколотым
колючкой, да не извлечёт он её!»
7. Восхваление муджахида, обладающего
указанными в этой главе качествами.
Абу Хурайра сказал: «Я расскажу вам хадис,
рассказанный мне посланником Аллаха в этом
доме, когда в нём не было никого, кроме меня
и его», и вдруг упал без чувств. Придя в себя,
он повторил: «Я расскажу вам хадис,
рассказанный мне посланником Аллаха в этом
доме, когда в нём не было никого, кроме меня
и его», — а затем вновь потерял сознание,
упав на лицо, словно подкошенный, и это
продолжалось довольно долго. Затем он пришёл
в себя и сказал: «Посланник Аллаха
рассказал мне, что в день Воскресения
Всевышний и Благословенный Аллах спустится к
Своим рабам для вершения Суда, в то время
как все общины будут опущены на колени. И
первыми, кого Он позовёт, будут те, кто
выучил наизусть весь Коран, кто погиб на пути
Аллаха и кто владел большим имуществом.
Всевышний и Благословенный Аллах спросит
чтеца Корана: “Не научил ли Я тебя тому, что
ниспослал Своему посланнику?” Он ответит:
“Да, о Господь!” Он спросит: “Что же ты сделал
из того, чему Я тебя научил?” Он ответит: “Я
выстаивал Намаз ночью и днём”. И скажет ему
Аллах: “Ты лжёшь!” И скажут ему ангелы: “Ты
лжёшь!” Аллах скажет ему: “Ты хотел, чтобы
сказали: ‘Такой-то чтец Корана’, — и это уже
сказано”. Затем приведут владельца
имущества, и Аллах спросит его: “Не увеличил
ли я твоё богатство, пока не сделал тебя не
нуждающимся ни в ком?” Он ответит: “Да, о
Господь!” Он спросит: “А что ты сделал из того,
что пришло к тебе?” Он ответит: “Я
поддерживал родственные связи и делал
пожертвования”. И скажет ему Аллах: “Ты
лжёшь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжёшь!”
Аллах скажет ему: “Ты хотел, чтобы люди
сказали: ‘Такой-то — щедрый’, — и это уже
сказано”. Затем приведут того, кто погиб на
пути Аллаха, и Аллах спросит его: “За что ты
погиб?” Он ответит: “Мне было приказано
воевать на Твоём пути, и я воевал, пока не
погиб”. И скажет ему Аллах: “Ты лжёшь!” И
скажут ему ангелы: “Ты лжёшь!” Аллах
скажет ему: “Ты хотел, чтобы о тебе сказали:
‘Такой-то — смелый’, — и это уже сказано".
После этого посланник Аллаха похлопал меня
по колену и сказал: “О Абу Хурайра! Эти трое
— первые творения Аллаха, которыми
возгорится Огонь в день Воскресения”» (ат
Тирмизи (2383), Ибн Хиббан (4502), аль-Хаким
1/418 и 419. Аль-Хаким назвал его
достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ И
ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ Следует знать, что
искренняя преданность Аллаху (аль-ихлас)
является основой религии, духом таухида и
истинным поклонением. Суть этой искренности
состоит в том, что человек всеми своими
действиями стремится к лику Аллаха, Его
награде, Его милости. При этом раб Аллаха
действует на основе шести столпов веры и пяти
основных религиозных положений Ислама. Он
руководствуется также истинными
проявлениями веры, которые воплощаются в
очищении веры при исполнении религиозных
обязанностей. Он соблюдает права Аллаха и
права Его рабов, искренне стремясь всем этим
к Аллаху и Будущей жизни. При всем этом раб
Аллаха не проявляет двуличия, не стремится к
популярности, власти или мирским благам,
совершенствуя этим свою веру и таухид. В
величайшем противоречии с этим находится
показуха людей (ар-рийа’), то есть их
действия, совершённые исключительно ради
похвалы людей, личного самовозвеличивания
или достижения сугубо мирских благ. Всё это
совершенно противоречит искренности веры и
дискредитирует принцип таухида. Суть
показухи можно раскрыть следующим образом:
— если человек делает что-либо, чтобы
показать себя перед кем-то из людей и
упорствует в этой своей порочной цели, то его
деяния обречены на провал: сам он совершает
малый ширк, однако существует опасность
перехода его в ширк великий; — если человек
совершает что-нибудь, стремясь к лику
Аллаха, но вместе с тем желая показать себя
перед людьми, не избавляясь в последующем
от этого, то, как свидетельствуют имеющиеся
священные тексты, все его действия также
будут безуспешными; — если же человек
делает что-то, побуждаемый исключительно
стремлением к довольству Аллаха, однако во
время совершения этого действия у него
возникает желание показать себя перед
людьми, то, если он затем прогонит его и
восстановит искренность своей веры пред
Аллахом, ему не грозит вред. Если же он
смирится с этим грехом и не будет чувствовать
беспокойства, то его деяния будут
несовершенными, половинчатыми, а вера и
преданность ослабнут настолько, насколько
показуха укоренится в его сердце. Показуха
будет препятствовать действиям человека,
направленным к Аллаху, омрачая их.
Показуха является серьёзным недугом,
требующим интенсивного лечения, упорного
воспитания в душе искренности и стойкости в
противостоянии её вредному влиянию и
корыстным целям, испрашивая у Аллаха помощи
в борьбе с этим пороком. Быть может, Аллах
очистит веру Своего раба и вознаградит его
таухидом. Что же касается совершения
праведных дел ради мирских благ, то если раб
Аллаха преследует исключительно такую
цель, совершенно не стремясь к Аллаху и
Будущей жизни, то не будет ему доли после
смерти. Такого рода действия совершенно не
свойственны верующему, ибо даже тот, кто
имеет слабую веру, стремится к Аллаху и
блаженству в Будущей жизни. Если же действия
человека в равной или близкой степени
направлены как к Аллаху, так и на
достижение мирских целей, то его вера, таухид
и искренность несовершенны, даже если он
верующий. Соответственно несовершенными и
половинчатыми являются и его деяния,
поскольку этот человек не полностью очистил
свою веру пред Аллахом. Иногда деятельность
человека целиком посвящена только Одному
Аллаху, и он полностью искренен в этом,
однако за свою работу он берёт определённую
плату, которая используется в его дальнейшей
деятельности ради религии. Это сходно с тем,
как оплачиваются добрые дела, например,
муджахид получает за Джихад трофеи или
продовольствие; мечети, школы и деятельность
людей на религиозных должностях
финансируются вакуфным министерством.
Взимание такой платы не наносит ущерба вере
раба Аллаха и его таухиду, поскольку
подобная деятельность не преследует своей
целью достижение мирских благ, а
направлена на благо религии и её
укрепление. Именно поэтому Аллах узаконил
выплату средств из закята, трофеев и других
религиозных доходов тем, кто занимает
религиозные и полезные общественные
должности, разъяснив подробности этого.
Данное пояснение преследует целью
доведение до читателя различных аспектов
данной важной проблемы, чтобы у него
сложилось ясное представление об этом. Хотя
Аллаху это ведомо лучше.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев