Витражи.
Свои первые витражи Шагал создал уже в преклонном возрасте — в 1962 году: когда были закончены «12 колен израилевых», художнику было далеко за 70. Ни возраст, ни необходимость приобретать новые навыки не остановили Шагала — возможность создавать по-настоящему светящиеся картины настолько увлекла его, что он быстро освоил технику росписи стекла, став одним из самых известных витражистов XX века.
Секрет чарующего сияния витражей Шагала — в особой технологии нанесения пигмента прямо на стекло. Получив возможность использовать одновременно три цвета на одной панели, художник сумел вдохнуть в холодное стекло жизнь. Автору этой уникальной технологии и своему первому ассистенту, Шарлю Марку, Шагал говорил: «Шарль, давайте сделаем шедевр». И в этом сотрудничестве тоже видится воля провидения: соединив фамилии участников творческого тандема, получаем имя художника — Марк-Шагал.
Замысел художника удался: каждая стеклянная роспись Шагала, будь то витраж в Иерусалимской синагоге, соборе Святого Стефана, здании ООН или заказ семьи Рокфеллеров, — это шедевр. Взгляните на них — проникая сквозь цветное стекло, дневной свет делает пение красок Шагала еще мелодичнее, еще волшебнее.
Выполняя заказ чикагской мэрии, к двухсотлетию США и в память о Ричарде Дж. Дейли — выдающемся гражданине и мэре Чикаго — Марк Шагал создал в 1977 году «Окна Америки». Сегодня этот цикл, состоящий из шести витражных панелей высотой около 2,5 метра и общей длиной почти 10 метров, можно увидеть в Институте искусств города Чикаго.
«Окна Америки» — это удивительное переплетение исторических образов Америки, ее быта и культуры с религиозными символами и ностальгическими воспоминаниями художника о родном Витебске и других любимых мастером городах. Силуэты чикагских улиц, статуя Свободы, пустынные витебские улочки с летящими над ними влюбленными, Эйфелева башня, голова библейского осла — словно частички волшебного калейдоскопа эти элементы рождают чарующие картины Америки, какой видел ее Марк Шагал.
Церковь Всех Святых (All Saint’s Church) в небольшой деревушке Тьюдли графства Кент — единственный в мире собор, все окна которого украшены витражами Марка Шагала. С момента начала работы над витражами для синагоги Иерусалимской больницы Хадасса художник искал церковь, в которой можно было бы расписать все окна.
В 1963 году к Шагалу обратились сэр и леди Дэвидждор-Гольдсмит, которые хотели заказать витраж в память о своей дочери Саре, трагически погибшей в 21-летнем возрасте. Выбор скорбящих родителей не был случайным — Сара восхищалась талантом Шагала, она видела проекты окон Хадасса на выставке в Лувре (1961 год) и пришла от них в восторг.
Шагал расписывал окна собора Святого Стефана удаленно — делал акварельные эскизы, которые передавал в реймсскую мастерскую Жака Симона, где другие мастера переводили их в натуральный размер и воплощали в стекле. Готовые панели отправляли обратно Шагалу — он считал обязательным нанести собственной рукой последние штрихи. Только после этого расписанные стекла занимали место в окнах церкви. До 1985 года художник успел сделать еще восемь витражей — последний эскиз мастер передал незадолго до своей смерти.
Гордость Фраумюнстер — готической церкви в Цюрихе — пять витражных окон Марка Шагала. До их установки в 1970 году Фраумюнстер была известна лишь своей необычной архитектурой — «одноглавая» церковь построена не по канону. С появлением шагаловских витражей готический собор приобрел мировую известность. Мастер трудился над витражами два года и, несмотря на преклонный возраст — к моменту окончания работы Шагалу было 83 года, — не только делал эскизы, но и сам обрабатывал поверхность стекла.
Величественным памятником зрелой готики возвышается над Реймсом собор Notre-Dame de Reims — один из крупнейших храмов Франции, официальное место коронации французских монархов с 1013 года.
У Реймсского Нотр-Дам долгая и непростая история — базилики и церкви, стоящие на этом месте, неоднократно разрушались и отстраивались из руин. Строительство готического храма в том виде, каком он предстает перед нами сейчас, началось в 1211 году и продолжалось больше трех столетий — до 1516 года.
Желая сохранить в своем храме божественный свет, служители заказывали изготовление витражей выдающимся художникам различных периодов. Во второй половине XX века в воссоздании Notre-Dame de Reims принял участие Марк Шагал. В алтарной части центральной часовни, в строгой симметрии относительно главного 138-метрового нефа, установлены огромные расписанные Шагалом окна: «Древо Ессеево», «Распятие Христа» и сцены из жизни французских монархов.
Это видят: Доступно всем
США. Нью-Йорк. Здание ООН (1964)
Приемный зал здания Генеральной Ассамблеи ООН украшает Peace Window — огромное «Окно мира» высотой почти 3,5 метра.
Это витражное панно — подарок Шагала Организации Объединенных Наций — посвящено памяти Дага Хаммаршёльда, занимавшего пост генерального секретаря ООН с 1953 по 1961 год и погибшего в авиакатастрофе во время очередной миссии мира.
Стремясь отразить красоту идеалов и целей ООН, художник выбрал для фона витража небесно-голубой оттенок — цвет мира и любви. Целующий младенца ангел, ведущие человечество к миру пророки, образы материнства и закона — эти и другие символы призваны подчеркнуть важность всеобщего единства и силы любви.
Израиль. Иерусалим. Синагога медицинского центра Хадасса (1960-1662)
6 февраля 1962 года, в честь 50-летия больницы Хадасса в Иерусалиме, на территории медицинского центра начала работать синагога. Ее главное украшение — 12 витражных окон, расписанных Марком Шагалом. Витражи серии «Двенадцать колен израилевых» — больше, чем подарок художника всемирно известной клинике. Они олицетворение религиозного и национального самосознания Шагала, его дар всему еврейскому народу, который «…всегда мечтал о библейской любви, о дружбе и мире среди всех людей».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев