– Сегодня популярна такая точка зрения: христианство воспитывает и даже культивирует трусость. Культивирует страх перед теми, кто не исповедует Христа и может быть источником каких-то соблазнов, культивирует вообще страх перед миром. Что можно ответить на эти обвинения? Разве христиане – трусы?
– Все наши победы в войнах – и времен Суворова, и времен Ушакова, и в Великой Отечественной войне – как раз свидетельствуют об обратном! И многие современные воины являются христианами, носят православный крест. Почти в каждой воинской части – православная часовня.
А когда я был призван в 1982 году в армию, из 130 человек, бывших на призывном пункте, крест был только на мне. Но тогда общество было атеистическим, сегодня же все иначе, и в нашей армии, в силовых структурах много верующих людей. Так что говорить о трусости христиан в корне неверно. Просто они не пытаются в повседневной жизни доказывать свою силу, бравировать этой силой. Потому что мудрый человек – это не тот, кто умен.
Чем отличается мудрый от умного? Умный знает, как найти выход из любой сложной ситуации, а мудрый не влипнет в саму ситуацию. Слово «трус» ни в коем случае не синоним слова «христианин».
Сильный человек не ищет виноватых. Сильный человек, смелый человек ищет Бога. А найти в себе силы смириться может только очень смелый человек.
Вот я недавно прочел интересную историческую заметку о наших воинах. Гусарский полк, один из офицеров проштрафился. Приезжает главнокомандующий, начинает ему выговаривать, увлекается этим, выходит из себя и начинает на офицера орать… И тут офицер произносит слова: «Был приказ главнокомандующего: офицерам на офицеров не орать!» И увлекшийся гневом главнокомандующий осекся, а потом произнес: «Приказы главнокомандующего надо исполнять». И гнев его остыл. Вот в этом смирении что было – проявление слабости или проявление силы? Главнокомандующий смирился перед своим офицером, на которого орал и который наверняка в чем-то был повинен и считал этот гнев справедливым. Но стать благороднее этого гнева, стать сильнее своих эмоций – для этого нужно силы гораздо больше.
"Если кто ударил тебя в правую щеку, подставь тому и левую."
Как исполнять это в нашей повседневной жизни?
Старец Амвросий это толковал так: «Когда тебя ложно оклеветали, это тебя ударили в правую щеку. Поэтому вспомни свои неправые дела, за которые тебе пришло это наказание, только чуть позже, и эту критику прими с должным отношением, потому что в этом есть своя справедливость». Вот это принятие критики и есть «подставить левую щеку».
Был совершенно конкретный случай, который может служить хорошей иллюстрацией того, что все имеет какой-то предел и какое-то человеческое толкование. Я сам его слышал от известного священника, уже почившего, – отца Димитрия Гудкова, Царствие ему Небесное. Вот что он рассказывал. Один молодой человек собирался из Пушкино в Троице-Сергиеву Лавру, ждал электричку. Подходит к нему подвыпивший мужичок, видит: юноша скромный. Он его спрашивает: «Как дела, мужик?» – «Да слава Богу!» – «Чего? Слава Богу?! А ты верующий, что ли?» – «Да, верующий!» Мужик как даст ему правой рукой в левую щеку, в челюсть. Парень удар выдержал. Мужик: «Ну что, правую подставишь или нет?» И ему левой рукой в правую щеку, в челюсть. Парень опять стоит.
Мужик замахивается в третий раз – а в Писании про третий раз ничего не сказано. И парень тот мужику говорит: «А третий – у тебя!» – и дал ему в нос. Тот и полетел с платформы… Я не говорю, что так надо поступать, но все в пределах разумного. Ведь могло дойти до смертоубийства. Этот мужик мог забить парнишку…
Там, где надо за себя постоять, надо за себя стоять. Если человек понимает, что ты на его агрессию не отвечаешь не по слабости, а потому что с ним, дураком, связываться не хочешь и лучше по-мирному разойтись, – это одно. А когда человеческого отношения не понимают, тогда надо защищать себя и тех людей, которые находятся с нами. Вопрос тут такой достаточно тонкий, потому что лучше немножко получить по башке, защищаясь, чем вообще остаться без башки, не защищаясь; лучше прыгнуть в воду и убиться, чем дожидаться, когда тебя убьют.
Но что касается близких личных отношений… В личных отношениях, в семейных отношениях никакого оружия применять нельзя – ни словесного, ни эмоционального. В семейных отношениях нужно договариваться, на тяготу никогда нельзя отвечать тягостью. Сильный, кстати, слабому не мстит, сильный прощает, мудрый забывает. А мстит тот, кто слабый. Православие.Ru / Из беседы с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев