Этап первый. Центральной фигурой русского самоварного застолья, естественно, выступает самовар. Всё начинается с розжига самовара и сервировки стола. Конечно, раньше в богатых домах самовар ставили в центр стола уже горячий, полный кипятка. Хозяева и гости зачастую не видели, как слуги растапливали самовар, считая это чисто хозяйственной процедурой типа готовки пищи. Но, во-первых, так было только в богатых домах, а большинство россиян сами любили повозиться с родным самоваром; во-вторых, времена изменились и в самоварном чаепитии уже больше привлекает его этнографический колорит.
К примеру, шашлыки мы тоже можем заказать в ресторане, но ведь хочется самому, по-старинке, прочувствовать весь смак процесса. Последний факт заставляет этап розжига самовара поставить начальным в общей традиции самоварного застолья.
Человек любит смотреть на огонь и процедура приготовления кипятка в самоваре удовлетворяет это его наслаждение. Особенно розжиг самовара гипнотизирует детей. Помню по себе: это была не просто прелюдия к душевному чаю, а сверхважная самостоятельная часть самоварного действа. Не знаю, что было более ценно для меня - пить чай из самовара или участвовать в его приготовлении. Разумеется, это касается только традиционного жарового самовара.
И тут есть на что посмотреть. Это короткое, но притягательное зрелище, в котором заключено тайное единение с природой. Действительно, современные гости, и малые, и старые, с удовольствием принимают участие в растопке самовара, в то время как прозаическая готовка пищи остаётся за скобками их внимания. Городского жителя сильнее обычного привлекает магия живого огня, горьковатый вкус дыма. Гости собираются кружком вокруг хозяина, общаются, наблюдая за его "колдовством". Находятся и те, кто обязательно захочет подкормить "шишкоеда" сосновыми плодам. Так создается не что иное, как общий дух, будущее настроение русского самоварного застолья.
Пламя ревёт из сопла трубы, пощелкивают лучины и угли, а уж когда полный ведёрный самовар принимается "гудеть", на это обращают внимание уже все, даже неискушённые. Не знаю, но этот звук даёт какой-то толчок, будто по телу быстрее бежит кровь, и радостное предчувствие наступающего праздника замирает у самого сердца. Способность самовара усиливать звуки кипящей воды находит самую высокую оценку чайного общества. Это не психованный свист чайника на плите, а басовитая мелодия покоя, которую, ей-богу, так не хочется прерывать, но она обычно заканчивается сама. "Песня самовара, как и сверчка за печкой, создает атмосферу уюта, располагает к неторопливой спокойной беседе", - пишет о звучании "чайной машины" Н.И. Ковалёв в своих "Рассказах о простых вещах" (1993). Однако темп общения, скорее, зависит от характеров собеседников. Так, поэт П.А. Вяземский, восторгаясь самоварным голоском, сложил строчки: "... и под его шумок / Кипит и разговор, как прыткий кипяток".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев