Внешнеполитический курс СССР в 1985-1991 гг., определялся в первую очередь стремлением нового руководства страны, во главе с М. С. Горбачевым, найти поддержку проводимого курса реформ у правительств ведущих стран мира. Экономическое отставание СССР от развитых стран было так велико, что возможностей догнать их без их помощи уже не было. Чтобы добиться этой помощи, необходимо было уступить в некоторых вопросах, что СССР и вынужден был сделать. На первом этапе, в 1985-1989 гг., помощь западных стран была больше моральной, после 1989 г.— материальной.
Первый этап. В этот период СССР видел своей основной задачей сохранение лагеря социализма, пусть даже ценой отказа от активной внешней политики в отношении стран третьего мира и дальнейшего продвижения социализма «вширь». Т. е. фактически СССР впервые за всю свою историю был готов пойти на признание социализма лишь как одного из вариантов развития. Для Запада же это должно было означать начало процесса сотрудничества.
Сначала было необходимо решить основные проблемы, мешающие признанию СССР как миролюбивой, демократической страны: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений и вывод советских войск из Афганистана.
В области разоружения СССР уже в который раз предлагал миру кардинальное решение, полной ликвидации военной мощи ведущих стран (Литвинов — 1932 г., Хрущев — 1957 г., Горбачев — 1987 г.). На этот раз речь шла об одновременном роспуске НАТО и ОВД. Такое решение, разумеется, не было приемлемо для Запада, так как в этом случае он потерял бы власть над миром и стал бы практически беззащитным перед густонаселенными азиатскими и африканскими странами.
Поэтому Горбачев, желая добиться расположения Запада, вынужден был согласиться на американский вариант разоружения.
В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем эти ракеты уничтожались, они не могли быть перебазированы в другие регионы. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии и Китая. СССР пошел на значительно большие уступки, чем США. Так, первоначально советское правительство выдвинуло требование, чтобы в процессе договоренностей были учтены французские и английские ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, но затем вынуждено было отказаться от него.
Постоянной кровоточащей раной советского общества и постоянным укором со стороны мирового сообщества была многолетняя война в Афганистане. Бесперспективность афганской войны для СССР была очевидной, но принять решение о выводе войск было нелегко. Ведь это означало бы признание в слабости Советской Армии, которая была основой созданной после Второй мировой войны системы социализма.
Однако процесс интеграции СССР в мировое сообщество был уже необратимым, и в 1988 г. в Женеве США и СССР подписали совместный документ о своей политике в отношении Афганистана. СССР обязался вывести свои войска, а США— не поддерживать противников существующего в стране правительства. Примечательно, что инерция противостояния была так велика, что даже после вывода войск из Афганистана в 1989 г. СССР продолжал оказывать помощь афганскому правительству, а США — оппозиционерам. Только крушение СССР остановило процесс иностранного вмешательства в дела Афганистана. Впрочем, это не принесло стране мира: гражданская война продолжается там и по сей день.
Второй этап. Начатая Горбачевым демократизация внутренней и внешней политики СССР не могла не отразиться на ситуации в странах социалистического лагеря. Обнаружив неготовность и нежелание СССР силой удерживать их под своим контролем, народы Польши, ГДР, Венгрии, Чехословакии и других социалистических стран выбрали правительства национального самоопределения, оппозиционные СССР. Результатом стало объединение Германии {1990 г.) и распад ОВД и СЭВ, официально закрепленное в 1991 г. СССР лишился практически всех своих союзников, обрекая себя тем самым на еще большую политическую зависимость от стран Запада.
В этот же период СССР восстанавливает отношения со странами, отношения с которыми порвал, еше обладая политическим авторитетом: Китай, Чили, ЮАР.
Культура. Литература и искусство. В культуре, как и в обществе в целом, в период перестройки произошли грандиозные сдвиги. В стране впервые появилось некое подобие демократических свобод, том числе и свобода слова.
Из печати выходят произведения многих запрещенных и полузапрещенных раньше в СССР авторов, таких, как И. А. Бродский, А. И. Солженицын, В. В. Набоков. Отмена государственной цензуры вызвала к жизни небывалый всплеск интереса образованной части общества к белым пятнам своей истории и культуры. Однако на обшей волне этого интереса помимо действительно высокохудожественных произведений появилось и множество безвкусных поделок.
Главными темами журналистских расследований, особенно в популярнейших тогда журнале «Огонек» и телепередаче «Взгляд», стало разоблачение негативных проявлений социализма. Разоблачалось как прошлое (например, сталинские репрессии), так и настоящее, например использование служебного положения партноменклатурой.
Отказ государства от четкой политики в области культуры имел и резко отрицательные последствия. Предоставленные своей участи многие государственные культурные учреждения были попросту ликвидированы или проданы в частные руки. В страну хлынул поток иностранных фильмов, литературы, идей, зачастую противоречащих всем общечеловеским нормам морали, зато коммерчески выгодных. Многие люди оказались втянутыми в религиозные секты сомнительного толка, политические экстремистские организации. Эти негативные явления привели к тому, что большая часть населения потеряла привычные ценностные ориентиры.
Наука. Переход к политике гласности вскрыл все недостатки отечественной науки. Заорганизованность и недостаточное финансирование большинства отраслей науки, особенно академической, стали очевидными. Основа научного потенциала страны — НИИ (научно-исследовательские институты) были поставлены в тяжелейшее положение: чтобы выжить в новых условиях, они вынуждены были сократить численность сотрудников и ограничить круг решаемых задач. Должность научного сотрудника потеряла свою былую престижность, а сами ученые перешли в разряд материально неблагополучных. Следствием этого стал колоссальный отток ученых в предпринимательство и за рубеж, остро встала проблема «утечки мозгов».
Таким образом, попытка перевести науку на само-финсированис и свободные рыночные отношения провалилась, полностью уничтожив старую систему организации науки и так и не создав приемлемую новую.
Образование. Серьезные проблемы испытывала в этот период и система образования. Практически предоставленные сами себе школы и вузы оказались в весьма затруднительном положении. Не имея четкого социального заказа на выпуск конкретных специалистов для нового постсоветского общества, руководство образовательных учреждений фактически пустило дело на самотек. Не намного улучшило положение и разрешение на организацию частных учебных заведений.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев