📌 Дональд Вудс Винникотт (1896–1971) — один из ключевых представителей теории объектных отношений в психоанализе. Он работал с детьми и родителями, изучая, как формируется психика ребенка в раннем возрасте. В отличие от многих своих коллег, Винникотт не идеализировал материнство, а подчеркивал его естественность и несовершенство.
Идеальная мать — это миф, который приводит лишь к неврозам и чувству вины. «Достаточно хорошая» — это реальная, живая женщина, которая совершает ошибки, но в целом обеспечивает необходимые условия для здорового психологического развития ребенка. Ее главная задача — начать с состояния почти полного слияния с потребностями младенца и постепенно, по мере его взросления, «разочаровывать» его, позволяя ему сталкиваться с реальностью и развивать собственную автономию.
🔸 Ключевые качества:
1. Первичная материнская озабоченность
В первые недели после родов мать буквально чувствует своего ребенка — понимает, голоден ли он, хочет спать или нуждается в объятиях. Это особое временное состояние сверхчувствительности, когда мама полностью настроена на ритмы малыша.
2. Способность обеспечивать «Холдинг»
Речь не только о физическом держании на руках. Это создание атмосферы безопасности: предсказуемый режим дня, ласковый голос, спокойная обстановка. Так ребенок учится чувствовать: «Мир — безопасное место, мне здесь хорошо».
3. Эмпатическое отзеркаливание
Мать — первое зеркало ребенка. Когда она улыбается в ответ на его улыбку или успокаивает, когда он плачет, малыш понимает: «Мои чувства существуют, они имеют значение, я — есть». Это формирует основу здорового самоощущения.
4. Умение быть «Использующейся»
После 6-8 месяцев ребенок начинает проявлять агрессию: может укусить, толкнуть, ударить. «Достаточно хорошая» не мстит и не разрушается, а выдерживает эту атаку. Тем самым она помогает ребенку пережить опыт собственной силы и отдельности, а также научиться доверять внешнему миру.
5. Постепенное разочарование
Парадокс: идеальная мать вредна! «Достаточно хорошая» специально не спешит мгновенно исполнять каждое желание. Она может немного «опоздать», не сразу понять, чего хочет ребенок. Эти маленькие, безопасные разочарования учат малыша терпению, развивают умение успокаиваться самому и справляться с трудностями.
6. Переходное пространство
Мать является посредником между внутренним миром ребенка и внешней реальностью. Она поддерживает создание «переходного пространства» — области для игры, творчества, фантазии (например, с любимым одеялом или игрушкой). Здесь, чувствуя себя в безопасности, ребенок учится творить, мечтать и выражать себя.
💬 Главное: Быть «достаточно хорошей» — это быть настоящей, искренней и позволять себе быть несовершенной. Именно это и нужно ребёнку для здорового развития.
По материалам Курбаткиной Юлии Викторовны (психолог, Кандидат психологических наук)

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев