Обряды и традиции казахского народа: сундет той – обрезание.
Образ жизни наших предков был сложным, трудным, ни каждый взрослый мог выжить, не говоря уже о ребенке. Именно поэтому казахские семьи были многодетными. Особенно все ждали появления сыновей – продолжателей рода.
В младенчестве его оберегали с помощью разных ритуалов и специальных обрядов. Малыш благополучно пересекал тревожный рубеж – первые сорок дней, затем подрастал в колыбели – бесік, делал первые шаги и проходил обряд «тұсау кесу». Затем наступал особенный день, и мальчику предстояло новое испытание – испытание болью, прощание с младенческим периодом.
По-научному это называется инициация, а по сути это является посвящение, совершение таинства. Друзья, в этом материале речь пойдет об обряде «сундет».
А сегодня я буду писать о Сундет-той, то есть обрезание для мальчика. Но прежде, чем наступал долгожданный (а может для маленького мальчика наоборот?) день Сундет тоя, ему предшествовали еще несколько обычаев, которые в старые добрые времена обязательно соблюдались.
Но с моей точки зрения, сегодня эти обычаи тоже можно возрождать, потому что они очень интересны, символичны и в некоторой степени зрелищны. Хоть и кажется, что такие традиции смешны, но они имеют глубоко заложенный смысл, они помогают мальчику постепенно взрослеть и нести ответственность.
В наше время не все даже взрослые мужчины имеют такие качества. А в те времена каждый молодой юноша был мужественным, смелым, бесстрашным, ответственным добытчиком и очень ласковым мужем, между прочим. Ну что же, давайте, я поскорее опишу обычаи. К сожалению, я не смогла найти картинки, которые непосредственно демонстрировали описанные обычаи, поэтому просто показываю казахский быт, что тоже интересно.
Узенгиден откизу – Проведение под стременем.
После празднования первых 40 дней жизни новорожденного, его старались пронести под стременем коня известного человека. Таковыми всегда считали батыров, акынов, сказителей, биев. Этот обычай назывался узенгиден откизу – проведение под стременем.
Для этого обращались с соответствующей просьбой к уважаемому, почитаемому всеми человеку. Тот, сидя верхом на своем коне, освобождал свою правую ногу из стремени, после чего младенца, завернутого в пеленки, подносили к нему с правой стороны и проводили под петлицей его стремени.
Обряд завершался торжественным произнесением бата – благословления, которое давал хозяин коня. Когда ребенок подрастал, ему частенько говорили, под чьим стременем он был проведен. Это помогало растить детей сознательными, быть ответственными и в будущем остерегаться от недостойных поступков.
Басире – первая собственность ребенка.
Если рождение ребенка у казахов совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка дарили новорожденному (Я вспомнила, как в казахстанском фильме “Подарок Сталину”, дед, усыновивший еврейского мальчика, подарил ему овечку. Теперь я понимаю причину такого поступка!). Такое животное называли басире и с этого момента его считали собственностью новорожденного.
По поверью, будущее новорожденного ребенка было тесно связано с подаренным ему животным. Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли и не позволяли ездить на нем верхом или использовать, как тягловое животное. И главное – басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. За ним всегда ухаживали с такой же заботой, как за малышом.
Считали, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот – главное богатство казахов.
(Все таки я считаю, что уход за животным помогает ребенку научиться ценить другую жизнь, особенно, если она зависит от заботы ребенка. Соответственно таким образом повышается уровень ответственности и любовь к окружающим людям).
Тусау кесу – Обрезание пут
Для проведения это обряда собирали детей не старше 5-6 лет и устраивали между ними забег на короткую дистанцию. Определив среди них самого быстрого, приглашали его принять непосредственное участие в разрезании пут. почтенная женщина аула, взяв руку победителя в свою правую руку, торжественно разрезала заранее завязанные на ногах младенца путы.
Путы плели из светлой и темной веревочки. Иногда, чтобы он стал многодетным, сплетали из стебельков травы или, желая богатства, использовали жирную кишку овцы. Часто честь перерезания пут доверяли всеми уважаемому человеку. Таковыми считали знаменитого батыра, талантливого акына, виртуозного музыканта, известного бия или справедливого султана.
Если такой личности не оказывалось рядом, то путы мог обрезать много проживший аксакал или просто один из ближайших родственников. Главное, чтобы народ его уважал.
Ашамайга мингизу – Первое сажание в кресло.
Казахи, являясь кочевниками, жизнь которых целиком зависела от умения ухаживать за домашним скотом, стремились с самого раннего возраста приучить детей к верховой езде. Умение держаться в седле было одним из главных условий выживания в степи.
Поэтому у казахов существовало много обычаев, связанных с лошадью, одним из которых и является ашамайга мингизу – первое сажание в седло. Ашамай – это специальное детское седло безопасной конструкции, чтобы он не мог случайно свалиться с коня. Стременами ребенку служили мешочки, сшитые наподобие переметной сумки – хурджуна. В них засовывали ножки малыша.
Первую ритуальную посадку на ашамай осуществлял аксакал аула с пожеланиями стать прекрасным наездником, прожить счастливую и долгую жизнь. после получения бата родители новоявленного наездника на радостях, что их ребенок впервые сел верхом на коня, устраивали праздник.
Шаш алу – отращивание прядей волос
Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, призван был служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар.
Девочкам же отращивали тулым – две пряди в области висков, которые позже вплетались в косы. В прежние времена казахи не стригли волосы детям до исполнения 4-5 лет, а первой стрижке придавали особое значение. По этому случаю устраивали специальное празднество – шаш алу.
Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: “Жасын узак болсын!” – “Долгих лет жизни тебе!”.
После этого он передавал ребенка другому и каждый присутствующий
проделав тоже самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.
Сундет – обряд обрезания.
Казахи, согласно мусульманскому вероисповеданию, своим сыновьям обязательно делали обряд обрезания и по этому поводу устраивали сундет той. Обрезание делалось, когда мальчики находились в нечетном возрасте – 3, 5 или 7 лет.
Прежде чем приступить к этому обряду, мальчика одевали в лучшие одежды и сажали верхом на коня. Затем, на передник его седла или круп лошади, подвешивали хурджун с яствами, после чего кто-то из взрослых, взяв за узду коня, отправлялся посетить всех родственников.
Мальчика везде встречали с радостью и угостившись из хурджуна, привязывали к его одежде и к гриве, шее, хвосту, а также снаряжению коня, куски материи и яркие ленточки. По возвращении мальчика укладывали на чистую постель, мулла делал ему обрезание.
Родители по этому поводу устраивали большой праздник с конными скачками, козлодранием и другими играми. Родные, поздравляя мальчика. давали ему деньги, дарили различные ценные вещи или скот.
Этот обряд был действительно зрелищным до сих пор в памяти у меня праздник. Может кому-то смешно но зря. В любой религии всё делалось с умыслом дальнейшей жизни человека. Только мудрые предки могли делать такие обряды.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2