Александра Феодоровна была преисполнена инициативы и жаждала живого дела. Мысль ее постоянно работала, в области тех вопросов, к которым она имела касательство, причем она испытывала упоение властью, чего у ее царственного супруга не было. Николай II принуждал себя заниматься государственными делами, но по существу они его не захватывали. Пафос власти ему был чужд. Доклады министров были для него тяжкой обузой.
Во всех конкретных, доступных ее пониманию, вопросах Государыня разбиралась превосходно, и решения ее были столь же деловиты, сколь и определенны.
Все лица, имевшие с ней сношения на деловой почве, единогласно утверждали, что докладывать ей какое либо дело, без предварительного его изучения, было невозможно. Своим докладчикам она ставила множество определенных и весьма дельных вопросов, касающихся самого существа предмета, причем входила во все детали и в заключении давала столь же властные, сколь точные указания.
∇
Непопулярность
Несмотря на искренние старания императрицы в деле милосердия, в народе ходили слухи о том, что Александра Федоровна отстаивала интересы Германии. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов распространялись германским генеральным штабом.
Современница, лично знавшая царицу, записала в дневнике: «Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв — нелюбовь и недоверие».
Действительно, «Царица-немка» была заподозрена в германофильстве. Великий князь Андрей Владимирович писал: «Удивительно, как непопулярна бедная Алике. Можно, безусловно, утверждать, что она решительно ничего не сделала, чтобы дать повод заподозрить ее в симпатиях к немцам, но все стараются именно утверждать, что она им симпатизирует. Единственно в чем ее можно упрекнуть, — это что она не сумела быть популярной».
Возник слух о «немецкой партии», сплотившейся вокруг Царицы. В такой обстановке русский генерал говорил англичанам в начале 1917 г.: «Что мы можем поделать? У нас немцы везде. Императрица — немка». Эти настроения коснулись и членов царской семьи. Великий князь Николай Михайлович в сентябре 1914 г. писал матери царя: «Сделал целую графику, где отметил влияния: гессенские, прусские, мекленбургские, ольденбургские и т.д., причем вреднее всех я признаю гессенские на Александру Федоровну, которая в душе осталась немкой, была против войны до последней Минуты и всячески старалась оттянуть момент разрыва».
Царица не могла не знать о подобных слухах: «Да я более Русская, нежели многие иные…» — писала она царю. Но ничто не могло предотвратить распространение домыслов. Дворянка М. И. Барановская говорила в волостном правлении: «Наша государыня плачет, когда русские бьют немцев, и радуется, когда немцы побеждают».
После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях.
∇
Сравнение с Екатериной II
В годы войны возросло вмешательство царицы в государственные дела. Это нарушало установившиеся традиции и роняло авторитет Николая II. Но слухи, конечно, преувеличивали влияние императрицы: «Император царствует, но правит императрица, инспирируемая Распутиным», — записал в июле 1916 г. в своем дневнике французский посол М.Палеолог.
В послереволюционных памфлетах она именовалась «Самодержцем Всероссийским Алисой Гессенской».
Друзья императрицы якобы называли ее «новой Екатериной Великой», что обыгрывалось в сатирических текстах:
"Ах, планов я строила ряд,
Чтоб «Екатериною» стать,
И Гессеном я Петроград
Мечтала со временем звать."
Сравнение с Екатериной II могло породить и иные исторические параллели. Говорили, что императрица готовит переворот, дабы стать регентшей при малолетнем сыне: она-де «намерена и по отношению к своему мужу разыграть ту же роль, которую Екатерина разыграла по отношению к Петру III». Слухи о регентстве (иногда даже о совместном регентстве императрицы и Распутина) появляются не позже сентября 1915 г. Зимой 1917 г. ходили слухи, что царица уже присвоила себе некую формальную функцию регентши.
После Февраля утверждения о всевластии царицы подтверждались оценками авторитетных современников. Ф.Ф. Юсупов заявил: «Вся сила находилась в руках Александры Федоровны и ее ярых сторонников. <…> Государыня вообразила, что она вторая Екатерина Великая и от нее зависит спасение и переустройство России».
∇
Уроки семейной жизни
В своих дневниках и письмах императрица раскрывает секрет семейного счастья. Её уроки семейно жизни популярны и сегодня. В наше время, когда самые элементарные человеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности ставятся под вопрос, а порой и просто высмеиваются, чтение данных записей может явиться настоящим событием духовного порядка. Советы, предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашней атмосферы в нравственном становлении личности ребенка – вот круг этических проблем, волнующих Царицу.
Александра Федоровна считала, что «смысл брака в том, чтобы приносить радость. Брак — это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены — жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого». Более подробно читайте статью: «Рецепты семейного счастья — 20 советов императрицы Александры Федоровны».
∇
Перед Богом все равны
Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами — словом, с любым человеком. Известно также, что Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно. Следуя этим нравственным ориентирам, она внимательно следила за воспитанием своих детей и прилагала все усилия к их всестороннему развитию и укреплению в них самых высоких духовных и нравственных принципов.
∇
Языки
Как известно, императрица до замужества владела двумя языками — французским и английским; о знании немецкого языка немки по происхождению в биографии принцессы нет никаких сведений. Очевидно это связано с тем, что Аликс воспитывалась лично королевой Викторией, как любимая внучка последней.
После замужества принцесса Аликс должна была в течение короткого срока изучить язык своей новой родины и привыкнуть к ее быту и нравам. Во время коронации в мае 1896 г., после катастрофы на Ходынском поле, Александра Федоровна обходила больницы и «спрашивала по-русски». Баронесса С.К. Буксгевден утверждала (явно преувеличивая), что Императрица в совершенстве овладела русским языком и «могла говорить на нем без малейшего иностранного акцента, однако, в течение многих лет она боялась вести беседы по-русски, страшась сделать какую-нибудь ошибку». Другая мемуаристка, также встречавшаяся с Александрой Федоровной в 1907 г., вспоминала, что «по-русски она говорит с заметным английским акцентом». С другой стороны, по утверждению одного из самых близких к Императрице людей капитана 1-го ранга Н.П. Саблина, «она хорошо говорила по-русски, хотя и с заметным немецким акцентом».
Несмотря на некоторую разноголосицу мемуаристов, мы можем уверенно констатировать, что Александра Федоровна справилась со всеми трудностями русского языка и уверенно владела им. Этому в немалой степени способствовал и Николай II, на протяжении многих лет он находил время читать ей вслух русскую классику. Именно так она приобрела немалые познания в области русской литературы. Более того, Императрица Александра Федоровна овладела и старославянским языком. Набожная Императрица регулярно посещала церковные службы, и основу ее личной библиотеки в Александровском дворце составляли именно богослужебные книги.
Тем не менее в большинстве случаев императрица, для простоты общения с мужем предпочитала русскому языку английский.
∇
Благотворительность
С первых дней помазания Императрица Александра Федоровна Романова, желала немного изменить жизнь высшего русского общества. Первым её проект стала организация кружка рукодельниц. Каждая, из состоявших в кружке придворных дам, должна была шить по три платья в год, и отправлять их бедным. Правда, существование кружка было недолгим.
Александра Федоровна была подвижницей благотворительной помощи. Ведь она не понаслышке знала, что такое любовь и боль. В 1898 году, во время разразившегося голода, она пожертвовала 50 тысяч рублей из личных средств для голодающих. Также оказывала посильную помощь, нуждавшимся матерям. С началом Первой Мировой, все свои средства Императрица жертвовала на помощь вдовам солдат, раненым и сиротам. В разгар войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Как было упомянуто выше, Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В.И.Гедроц , а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер. По инициативе Императрицы, в Российской Империи были созданы работные дома, школы для сиделок,школа народного искусства, ортопедические клиники для больных детей.
К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.
∇
Александра Новая
В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года — Русской Православной Церковью.
При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку среди святых уже была христианская святая с тем же именем, почитаемая как мученица Царица Александра Римская…
#романовы
Нет комментариев