Карантин - это драгоценное время, когда можно общаться с любимыми и близкими, познавать окружающий мир и делать для себя самые разные открытия.
Об одном таком открытии и поговорим.
Все мы знаем об оптических иллюзиях. Ими полон интернет. Явление это не новое, первыми «иллюзионистами» были еще античные творцы. С развитием живописи совершенствовалось мастерство художников и в деле создания оптических иллюзий - картин-обманок – поначалу сбивающих с толку, всегда завораживающих и запоминающихся, пользующихся огромным спросом.
Сейчас уже невозможно определить, кто из древних художников догадался о возможностях, которые открывает изображение на плоской поверхности объемного предмета. Но и греки, и римляне использовали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее - так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы. Находки в Помпеях и Геркулануме - древнеримских городах, где сохранилось большинство фресок античности, - показывают, что уже в те времена картины-иллюзии пользовались популярностью.
Уровень исполнения картин-обманок иллюстрирует спор, который однажды заключили между собой древнегреческие художники Зевксис и Паррасий. Мастера взялись создать образы, которые не отличишь от реальных предметов. Зевксис изобразил виноград – да так достоверно, что на картину тотчас же слетелись окрестные птицы. Довольный своим мастерством, он предложил и Паррасию откинуть с его работы смятую изорванную занавеску, чтобы можно было оценить картину. Однако тот признался, что занавеска - лишь изображение.
Один из самых простых и распространенных способов ввести зрителя в заблуждение заключался в изображении фальшивой рамы – к этому приему стали прибегать и нидерландские художники. Именно в этой части Европы иллюзорная живопись приобрела особую популярность. Голландские домовладельцы любили обустраивать и украшать свои жилища, а главное - могли себе это позволить, а потому спрос на работы мастеров живописи порождал большое количество произведений, среди которых встречались настоящие шедевры.
Одним из таких шедевров считается крошечное полотно (картина «Щегол») нидерландского художника Карела Фабрициуса.
Фабрициус был учеником Рембрандта и учителем Вермеера. Об этой картине мир вспомнил и заинтересовался ею благодаря писательнице
Донне Тартт, автора романа «Щегол» (2013).
До выхода в свет романа Донны Тартт мало кто знал такого художника, как Фабрициус (1622—1654). А тем более его маленькую картину «Щегол» (33 см х 23 см). Эта картина написана в 1654 г. Сейчас она находится в Королевской галерее Маурицхейс в Гааге.
Фабрициус жил в Нидерландах в XVII веке. В Золотой Век голландской живописи. При этом был очень талантлив.
Но о нем забыли. Это искусствоведы считают его вехой в развитии искусства и пылинки сдувают с «Щегла». А обычные люди, даже любители живописи, мало что о нем знают.
Почему же так произошло? И что особенного в этом маленьком «Щегле»?
К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щеглёнок. Он — птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.
Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в XVII веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.
«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было развлечением для владельцев картины. Поражать своих гостей её 3D-эффектом
Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.
Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?
Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.
В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.
Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не в фокусе. Как будто птичка шевелится, и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не импрессионизм?
Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.
Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное — значит четкое.
Если мы приблизим изображение, четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.
В чем особенность Фабрициуса?
Фабрициус учился в Амстердаме у Рембрандта 3 года. Но быстро выработал собственную манеру письма.
Если Рембрандт предпочитал писать светлое на темном, то Фабрициус писал темное на светлом. «Щегол» в этом плане — типичная для него картина.
Особенно эта разница между учителем и учеником заметна в портретах, по качеству которых Фабрициус не уступал Рембрандту.
Рембрандт не любил дневного света. И создавал собственный мир, сотканный из ирреального, волшебного свечения. Фабрициус же отказался писать в такой манере, предпочитая солнечное освещение. И воссоздавал он его очень умело. Достаточно взглянуть на «Щегла».
Этот факт о многом говорит. Ведь когда ты учишься у великого мастера, всеми признанного (ещё тогда признанного), у тебя большой соблазн копировать его во всем.
Так и поступали многие ученики. Но не Фабрициус. Эта его «строптивость» говорит лишь об огромном таланте. И о желании идти своим путём.
Картины-обманки – возможно, один из результатов исследования возможностей живописи и искусства в целом – попытка стереть грань между реальностью и иллюзией, продолжить видимый мир за гранью его существования, создать новое измерение, проводником в которое становится искусство.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев