Сегодня хотелось бы вас познакомить с биографией и творчеством выдающегося православного барда современности иеромонаха Романа!
Иеромонах Роман (в миру Александр Матюшин) родился в городе Рябчевске на Брянщине. Мать его работала сельской учительницей. Стихи начал писать еще в юном возрасте, в юные же годы почувствовал и призвание к духовному поприщу. Однако идею о поступлении в семинарию пришлось оставить, поскольку его матери необходимо было доработать до пенсии. Как известно, в те годы могли уволить с работы, если бы узнали, что ее сын - семинарист. Пришлось ему поступать в светский институт, он выбрал филологический факультет Вуза в Элисте (Калмыкия), подальше от дома, как он сам признавался. Проходил практику в степи, помогал овцеводам, о чем у него немало воспоминаний. Именно там и родились у него совершенно подсознательно удивительные строки:
«Я хочу стать схимником, высохшим скелетом,
Быть длинноволосым, типа чернеца,
И в озерной глади видеть не поэта,
А лицо бродяги-мудреца. ».
В те годы он еще ничего не знал о монашестве. От сдачи выпускных экзаменов в институте он отказался, в последующие годы работал плотником, рабочим на кирпичном заводе, художественным руководителем в клубе, учителем музыки. Занимался, между прочим, и одним из боевых видов искусств – каратэ.
Переломным в его биографии стал 1980 год. Именно тогда он впервые поступил в монастырь. Это был Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в котором он пробыл до 1981 и перешел в Псково-Печерскую обитель. Именно с этой обителью (и Псковской областью) будут связаны все его последующие годы послушничества и монашества. Во все эти годы он не переставал писать стихи, которые отличаются необыкновенной глубиной и проникновенностью. Монашеский постриг он принял в 1983 году на одном из сельских приходов Псковщины (много воспоминаний об этом есть у архимандрита Тихона (Шевкунова) автора книги «Несвятые святые», который сам был свидетелем тех событий). В те годы инок Александр (монах Роман) и исполнял свои произведения под гитару, там же на приходах Псковщины были сделаны и первые магнитофонные записи его песнопений. Он долго колебался, мучался вопросом, может ли монах заниматься подобной деятельностью. Был на седьмом небе от счастья, когда получил благословение на это от своего духовника о. Николая Гурьянова с острова Залита в Псковком озере. Батюшка сам писал стихи, пел и играл на фисгармонии.
В 1985 году монах Роман был рукоположен сначала в иеродиакона, а вскоре и в сан иеромонаха. Служил он на приходах Псковской области, в начале 90-х ушел за штат по состоянию здоровья и поселился по благословению того же о. Николая в скиту Ветрово, расположенном за несколько километров до ближайшего населенного пункта, где проживает и доселе. Именно здесь среди прекрасной псковской природы и родились многие его творения. Как рождаются его стихи? Сам отец Роман говорит так:
«Процесс творчества необъясним. Читаешь Псалтирь и вдруг видишь поэтическую строку «темна вода во облацех воздушных» ― это же такой образ! И я его, конечно, включил в одно из своих стихотворений.
Темна вода во облацех воздушных,
Черна вода моих прошедших дней.
Разные бывают состояния. Не пишу, когда не пишется. Быть ремесленником ― зачем? Если во мне что-то начинает звучать, стараюсь эту тему раскрыть, оформить в стихи. Если ничего не звучит, лучше пойду почитаю, потружусь.»
Начиная с 2003 года батюшка на восемь лет уходил в затвор, не принимал у себя посетителей. Этот период называют периодом его молчания по причине того испытания, которое постигло отца Романа в эти годы. В один из дней он внезапно потерял возможность слышать и говорить. Как он сам объяснял, что видит птиц на своей кормушке, но не слышит их. Как оказалось, что и произносить звуки он так же в то время не мог. Это испытание он принял по монашески, отказался от врачебной помощи, продолжал жить в скиту, трудиться, молиться молча (богослужения со своими помощниками не прекращал проводить), для общения использовал бумагу и карандаш. И писал, писал, как он сам признавался, особенно много писал в те годы, по нескольку стихов в день. По прошествии нескольких лет, слух и голос вернулись к нему так же внезапно, как и исчезли.
«Стихов у меня сейчас, изданных ― более тысячи. Но большинство из них не могу прочесть наизусть. Просто не запоминаю — зачем?.. Дай Бог нам, монахам, не забыть имя Божие — это самое главное. А стихи — это только путь к Церкви. Понимаете — путь, а не самоцель. Цель — Христос.»
Не счесть тех людей, которых стихи и песнопения иеромонаха Романа привели в храм Божий. При прочтении его творений на глаза невольно накатываются слезы, душа раскрывается и готова молиться! Вот она – настоящая поэзия! Вот ее истинное предназначение – вести заблудившиеся души в исконную гавань, имя которой Христос!
Богу нашему слава! Всегда, ныне и присно и вовеки веков! Аминь!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев