Великая Отечественная война шла на всех фронтах, в том числе и на фронте искусства. Именно благодаря художникам и декораторам удалось сохранить многие уникальные здания в городах, а урон от бомбардировок свести к минимуму.
Художественный отряд специального назначения
🔻
Наравне со всеми художники были призваны на войну. Но не все из них ушли на фронт с оружием в руках. Некоторые вооружились кистями, красками, клеем и бумагой – привычными для них предметами, чтобы сотворить чудо.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны был организован отряд специального назначения, куда входили художники, оформители, гримёры, иллюстраторы и декораторы, а также звукооператоры.
Их целью являлся в буквальном смысле обман зрения врага. Они должны были маскировать важные объекты, как исторические, так и промышленные, имитировать технику, а также создавать видимость присутствия большого количества вооружённых сил и единиц оружия.
Задача, скажем так, была совсем не из лёгких. У художников военного времени не было большого ассортимента красок, совершать чудеса маскировки им приходилось из того, что имелось под руками. И лишь смекалка с нестандартными решениями была им в помощь.
Бомбардировка по муляжам
🔻
Разумеется, главной целью в самом начале войны стала маскировка Москвы, а затем Ленинграда. Враг рвался к этим главным городам СССР, и их бомбардировки сделались страшной реальностью. Оба города к вражеским авианалётам на начало войны оказались совершенно не готовы.
Спасти столицу и её культурные сокровища должны были лётчики, системы ПВО и художники. И если первые старались сбить немецкие самолёты, не дав им долететь до Москвы, то вторые пытались обмануть тех асов люфтваффе, кому удавалось обойти советскую ПВО и направить свои самолёты на город.
В распоряжении немцев имелись чёткие карты Москвы, сделанные с воздуха, и особые инструкции, предупреждавшие о возможных маскировках важных объектов. Каждый немецкий лётчик отлично представлял, как выглядит главный символ столицы СССР – Кремль.
Бомбить будет легко. Так думали немцы... И уверенно мчались сбрасывать бомбы на столицу Страны Советов.
Но в тот ли город летели пилоты люфтваффе? Они были уверены: перед ними – настоящая Москва. А на самом деле частенько бомбили Москву совсем другую – нарисованную. Нарисованную иногда буквально на асфальте.
Фальшивый Кремль
🔻
В иллюзорной Москве кремлёвские башни были совсем не башнями, а... облаками. Ярко-красные стены Кремля сделались пёстрой улицей с домами и деревьями, а вместо Красной площади вдруг нарисовался жилой квартал...
Главным оружием московских художников стали оптические иллюзии. Особенно много их было сделано при «обороне Кремля» (который немцы пытались уничтожить 8 раз). Немецкие лётчики с воздуха видели совсем не Кремль, а густые леса и озёра. Этот тип иллюзий придумал и воплотил в жизнь талантливый художник-авангардист Яков Чернихов. А полный проект по маскировке осуществлялся под руководством художника-архитектора Бориса Иофана.
Мавзолей «превратился» в старинный четырёхэтажный особняк, к которому пристроили ложные колонны и крышу. Бесценное тело вождя было заблаговременно эвакуировано в Тюмень.
Надо полагать, немцы сильно изумлялись. И пытались найти другие известные ориентиры – например, знаменитые московские звёзды на кремлёвских башнях. Но их спрятали ещё раньше: погасили и укутали в специальные чехлы. Под расписанным брезентом также находились золотые купола кремлёвских храмов, кресты с которых были сняты. Колокольню Ивана Грозного выкрасили в серый цвет, невидимый с воздуха. В Александровском саду выросли бутафорские дома, плотный слой чёрной краски скрывал мосты через реку Москву.
Чёрная краска скрывала и важные промышленные объекты – оборонные заводы, водонапорные башни, нефтехранилища. Вместо них появились фальшивые сооружения: бутафорские нефтебазы, заводы, элеваторы.
Асы атакуют иллюзии
🔻
Конечно, все эти хитрости днём можно было разгадать даже с высоты. Однако, как правило, налёты немецкая авиация устраивала ночью. Вот на ночной обман зрения эти иллюзии и были рассчитаны. В темноте все декорации становятся правдоподобными. В итоге очень часто немцы бомбили по пустым площадям, считая, что уничтожают важные объекты.
Было подсчитано, что до Москвы долетал лишь каждый 37-й немецкий бомбардировщик из 8,5 тысячи летевших бомбить столицу. И каждая третья бомба попадала в ложные цели. Немцы бомбили в основном иллюзии. Хотя случались и меткие попадания.
Одной из главных жертв немецких авианалётов стал театр имени Вахтангова на Арбате – он был разрушен прямым попаданием бомбы.
Осенью бомбы попадали и в Большой театр, и в здание МГУ на Моховой. Пострадали заводы «Серп и молот» и «Трёхгорка».
Вражеские авианалёты прекратились лишь весной 1942 года. Тогда же стали потихоньку снимать со столицы все «декорации» и отмывать от краски. Купола же кремлёвских соборов прятались до последнего – их «освободили» лишь через год после Победы.
Осаждённый город прячется во тьме
🔻
Ленинграду пришлось гораздо тяжелее. Бутафория с хитрой маскировкой, специальные иллюзорные рисунки и краски, маскировочные сети и тотальная темнота – осаждённый город показал настоящие чудеса, в буквальном смысле спрятавшись от врага.
С начала бомбёжек было решено погружать город по ночам в абсолютную темноту, чтобы не оставалось ни единого светового ориентира для немецких самолётов. Каждый ленинградец нёс персональную ответственность за спасительную тьму. Поэтому окна домов занавешивались плотными одеялами, за этим внимательно следило домовое начальство. Но в Ленинграде много всего сверкало и светилось – и золотые купола храмов, и шпили соборов, и громадные окна дворцов, и мосты, и корабли, и даже вода.
Всё это тоже требовалось скрыть. И в игру снова вступили вечное искусство, людской талант и героизм.
Бутафория на Неве
🔻
Простые рисунки на асфальте, имитировавшие крыши домов, ленинградцев не устраивали, так как подобные художества не отбрасывали тени, как настоящие, были плоскими, а потому не могли обмануть немецких лётчиков с высоты.
Было решено делать объёмную маскировку, чтобы всё с воздуха выглядело как настоящее. Поэтому на крышах важных объектов стали возводить бутафорские макеты жилых домов. Они были хитро покрашены и сделаны очень похоже.
Эта умелая бутафория давала главный желаемый эффект – настоящую тень. Немецкие лётчики с воздуха видели городские кварталы, а не замаскированный завод. Похожими фанерными домами были застроены и большие спортивные стадионы, которые тоже являлись прекрасными ориентирами для немцев.
Ленинград – город многочисленных мостов. Но как можно спрятать целый мост? Легко – с помощью фанерной бутафории. Как правило, мосты в Ленинграде маскировались под живописные руины. С воздуха немцы могли наблюдать полную картину их разрушения, но на земле всё находилось в целости и сохранности и активно функционировало.
В итоге немцы яростно бомбардировали бутафорию в полной уверенности, что наносят непоправимый урон городской инфраструктуре. Но на самом деле за годы войны стратегические объекты Ленинграда, благодаря таким невероятным уловкам, практически не пострадали вовсе.
Чехол для золотого шпиля
🔻
Но завод спрятать всё-таки проще, чем исторический объект сложной конструкции. Особенно если он неимоверной высоты, как, например, Петропавловский собор со знаменитым ангелом на шпиле или игла Адмиралтейства. А Исаакий и Михайловский замок? Без их маскировки все прочие усилия были бы бесполезными.
Труднее всего, конечно, пришлось с высотными объектами. Самый сложный из них – шпиль Петропавловского собора. Подняться на такую высоту могли лишь альпинисты. И они нашлись! В Ленинграде была сформирована целая бригада из 30 альпинистов, которые героически помогали в маскировке высотных объектов родного города.
Шпиль Петропавловского собора маскировали в очень сложное время – в ледяном ноябре 1941 года. Альпинисты, рискуя жизнью, поднялись на самый верх и закрепили возле ангела кольцо и специальные тросы и приспособления для закрашивания куполов серой краской.
А вот закрасить сияющую иглу Адмиралтейства было нельзя – её покрывали тонюсенькие листики золота, посаженные на специальный клей. Поэтому шпиль Адмиралтейства укрыли специальным чехлом. Этот громадный и очень тяжёлый чехол весом в полтонны сшили за одну ночь, и за одну ночь же альпинисты сумели его натянуть на шпиль. Как им это удалось – в наши дни представить практически невозможно.
Жертвы и утраты
🔻
Но не всем историческим объектам Ленинграда так повезло. Увы, множество их стали жертвами вражеских авианалётов: Юсуповский дворец, Русский музей, здание Сената, Инженерный замок, Кунсткамера, Гостиный Двор, церковь Святой Екатерины. В здания Сената и Синода попало 8 бомб. Практически полностью была разрушена Синодальная церковь. В общей сложности в самом Ленинграде серьёзно пострадало около 187 важных исторических объектов.
Но гораздо страшнее оказались разрушения в пригородах Ленинграда. Вражеская артиллерия почти полностью уничтожила дворцово-парковый ансамбль Петергофа, сгорел царский дворец в Павловске, в уникальном парке было вырублено около 70 тысяч старинных деревьев. В пожаре погиб Большой Екатерининский дворец в Царском Селе. От Константиновского дворца в Стрельне остался лишь обугленный остов.
Марина Ситникова
#победа #великаяотечественнаявойна #москва
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев