__ Хмурый полдень ранней ещё тёплой осени. Лёгкий прозрачный туман завис над Тезой и лениво расползается по всем улочкам Холуя. Все звуки жизни села гаснут и затихают в нём как в вате. Ни гомона птиц, ни скрипа колодцев, ни урчания мотора автомашин - глухая немота. И только тихая стройная мелодия духового оркестра как-будто спустившаяся с небес печально и торжественно плывёт в воздухе. И инструментов-то минимум: три корнета, альт, тенор, туба да барабан, но очень сыгранный коллектив - и полная атмосфера прощания с этим миром! В последний путь провожают бывшего главного зоотехника соседнего колхоза - человека весьма уважаемого и как большого специалиста в животноводстве, и как мудрого и доброго селянина, и как главы большого семейства. Многочисленная процессия медленно движется по улице. Траурные одежды, поникшие лица, всхлипы вдовы и осиротевших, но уж взрослых, дочерей.
__ И вот, когда до поворота на главную улицу Холуя оставалось с сотню метров и когда все подтянулись к усопшему, стали плотнее в рядах, поправили свои одежды и запечатлели скорбь на лицах своих, с духовым оркестром, замыкающим процессию, случилось что-то неладное.
__ Барабанщик, шедший самым последним, вдруг потерял ритм, звякнул невпопад литаврами, зачем-то отбил колотушкой дробь и затих. Трубы заиграли громче, чтоб заглушить возникший казус. Но потом взвизгнул и заглох звонкий альт, вслед за ним резко зафальшивил строгий тенор. А в конце, вдруг, забулькала-захрюкала мощная туба. Корнеты, идущие впереди оркестра, стали ещё громче выводить траурную мелодию. Лица музыкантов стали красными от напряжения, а глаза выпучились как у раков.
__ Корнетисты стали оборачиваться - что за дела - пол-оркестра не играет! И от развернувшейся перед ними картиной и сами потеряли к игре всякую способность! А виной всему было стадо коров, телят, коз, овец и прочей скотины. Оно возвращалось с пастбища и было привлечено к процессии медным звоном труб. Скотина догнала духовой оркестр, тихо пристроилась к нему и требовательно тыкалась своими многочисленными слюнявыми мордами в карманы и руки сначала музыкантов, а потом уж и всех участников церемониала. И не получив хлеба, они стали сердито мычать, мекать, бякать, настойчиво требуя вознаграждения!
__ Скоро стадо поравнялось и с многочисленными провожающими: дальними родственниками, сослуживцами и знакомыми. В несвоевременных улыбках расплылись и их лица, а руки привычно для селян трепали и гладили звериные морды. Только лишь семья усопшего, пораженная горем, продолжала идти, уткнув свой взор в землю, оставалась погружённой в печальные мысли и не замечала происходящего вокруг.
__ Но вот и вдова, высокая сухая властная женщина, выпрямилась и обернулась, чтоб узнать - а что же происходит - почему оркестр молчит, что за расхлябанность у провожающих, откуда здесь появилась скотина! Медленно обведя взглядом окружающую толпу людей и зверей, но быстро сообразив - в чём дело, она вскликнула своим дочерям с какой-то торжественностью в голосе: "Девчонки! Посмотрите и холуйское стадо пришло проститься с нашим отцом!" Дочери оглянулись и заплакали ещё пуще!
__ Оркестранты, собрав всю свою волю, но всё ж немного фальшивя, заиграли скорбный марш снова. Услышав меди звук, коровы с телятами громко замычали, козы с козлятами замекали, бараны забекали, а догнавший, наконец, стадо огромный чёрный бык с длиннющими рогами заревел так грозно, что вмиг оглушил всех разом. И вся эта пёстрая многоголосая толпа вывалилась на главную улицу Холуя и пошагала к мосту через Тезу.
__ Не доходя до речки, стадо как-то да и затихло, отвалило от процессии и разошлось по своим дворам-закоулкам. Духачи ж, передохнув на мосту - где играть нельзя, продолжили прощальный марш до самого выхода из Холуя.
__ И на кладбище у оркестрантов музыка была так же нестройной, с фальшью. Потому что, как только музыканты, напрягая всю свою внутреннюю энергию, собирали свои губы в трубочку, чтоб с силой дуть воздух в узкий мундштук инструментов, кто-нибудь невольно вспоминал мычание коров, и предательская улыбка растягивала их в узенькие полоски - и шёл из трубы мерзкий свист. Так с большим напряжением, но доиграли! Хорошо ещё, что барабанщик чётко ритм отбивал! Вот такая оказия произошла с оркестром! Но вдова с дочерьми не обиделись - всё было понятно, а жизнь-то продолжается!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев