📜Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (17 – глава)
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
✨ Матфея 17:1–13
Преображение Иисуса. Свидетельство Отца. Пророчество о страданиях.
________________________________________
📖 Текст (Матфея 17:1–13)
1 Через шесть дней Иисус взял Петра, Иакова и его брата Иоанна, и повёл их на высокую гору одних.
2 И преобразился пред ними: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала ослепительно белой, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, и беседовали с Иисусом.
4 Тогда Пётр воскликнул: Господи! Как нам здесь хорошо! Если хочешь, мы построим здесь три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея и третий для Илии».
5 Когда он ещё говорил, их окутало светлое облако, и из облака раздался голос: «Это Мой любимый Сын, Которого Я одобряю. Слушайте Его!»
6 Услышав это, ученики сильно испугались и пали лицом вниз.
7 Тогда Иисус подошёл и, коснувшись их, сказал: «Встаньте, не бойтесь».
8 Подняв глаза, никого, кроме Иисуса, они уже не видели.
9 Когда они спустились с горы, Иисус велел им: «Никому не рассказывайте о том, что вы видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
10 Тогда ученики спросили Его: «Как же книжники говорят, что сначала должен прийти Илия?»
11 Иисус ответил: «Да, Илия действительно должен прийти прежде и всё восстановить.
12 Но Я говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сыну Человеческому предстоит пострадать от них».
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
________________________________________
🔍 Богословский разбор
🏞 Сцена: высокая гора
Событие Преображения происходит через шесть дней после исповедания Петра (Матф. 16:16–17) — это прямое продолжение темы: Кто есть Иисус? Его божественная слава временно раскрывается перед тремя ближайшими учениками. Традиционно местом Преображения считают гору Фавор, но более вероятным кандидатом является гора Ермон (рядом с Кесарией Филипповой).
________________________________________
🌟 Преображение (ст. 2)
Греческое слово μετεμορφώθη (метеморфоте) — буквально «был преобразован, преобразился». Его лицо сияет, как солнце (ср. Исх. 34:29–35 — лицо Моисея), а одежда становится сверкающей (ср. Дан. 7:9; Откр. 1:14–16).
Это откровение Его славы, Божественного происхождения, предваряющее крест и воскресение.
Эллен Уайт пишет: «На этой горе Иисус получил печать от Отца перед тем, как спуститься в долину страдания» (Желание веков, гл. 46).
________________________________________
🧑🤝🧑 Моисей и Илия (ст. 3)
• Моисей символизирует Закон.
• Илия — Пророков.
Они оба — представители Ветхого Завета, указывающие на исполнение пророчеств в Иисусе. Кроме того, один умер и был воскрешён (Моисей, Иуд. 9), другой вознесён живым (Илия, 4 Цар. 2:11), что символизирует два класса спасённых.
Беседуют с Иисусом о «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (ср. Лк. 9:31). Слово «исход» (ἔξοδος) отсылает к Исходу — избавлению Божьего народа.
________________________________________
🛖 Предложение Петра (ст. 4)
Желая продлить это славное мгновение, Петр предлагает построить три шалаша — как в праздник Кущей (Лев. 23:42). Он ещё не осознаёт, что крест предшествует славе. Ставя Иисуса на один уровень с Моисеем и Илией, он невольно принижает Его уникальность.
________________________________________
☁️ Голос с неба (ст. 5)
Снова (ср. Матф. 3:17) звучит голос Отца:
«Это Мой любимый Сын… Слушайте Его!»
Это не просто подтверждение, а повеление слушаться — то есть следовать, принимать Его учение. Здесь завершение «пророческой линии» (см. Втор. 18:15: «Его слушайте»).
________________________________________
💡 Реакция учеников (ст. 6–8)
Они в страхе падают лицом вниз — естественная реакция на Божью славу. Но Иисус, в Своей человечности, касается их и говорит: «Встаньте, не бойтесь».
Они поднимаются и видят только Иисуса — Моисей и Илия исчезают. Теперь, после всего, Он — центр Откровения, исполнивший Закон и Пророков.
________________________________________
🤫 Тайна до воскресения (ст. 9)
Иисус просит их молчать о видении до воскресения, потому что Его Мессианская слава может быть понята только в свете креста.
________________________________________
❓ Вопрос об Илие (ст. 10–13)
Ученики, помня пророчество Малахии (4:5), спрашивают об Илие. Иисус подтверждает, что Илия должен прийти, но он уже приходил в лице Иоанна Крестителя, как говорит Лука 1:17:
«Он пойдет пред Ним в духе и силе Илии…»
Но его не узнали и отвергли, как отвергнут и Мессию. Таким образом, крест уже предсказан как неотвратимая судьба.
________________________________________
📚 Адвентистская перспектива:
• Преображение — миниатюрная картина Второго пришествия: Христос во славе, присутствие праведных мёртвых (Моисей) и праведных живых (Илия), и избранные свидетели.
• Эллен Уайт подчеркивает, что это видение было даровано для укрепления веры учеников, которым предстояло видеть страдания и смерть Учителя (Желание веков, гл. 46).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления:
1. Готов ли я слушать Христа — не только как Учителя, но как воплощённого Бога?
2. Почему ученикам была дана «картина славы» перед крестом? Какие откровения Бог даёт нам во тьме?
3. Могу ли я сегодня «увидеть только Иисуса» — когда исчезают все второстепенные образы и мнения?
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
📖 Матфея 17:14–27
Власть Христа над неверием, демонической силой и государством
________________________________________
🔹 Структура отрывка:
• Стихи 14–21 — Исцеление одержимого мальчика и укор неверию.
• Стихи 22–23 — Второе предсказание страданий и воскресения.
• Стихи 24–27 — Чудо с монетой в рыбе и размышление о Царстве и земной власти.
________________________________________
📜 Матфея 17:14–21 — Неверие и немощь учеников
14 Когда они вернулись к народу, к Иисусу подошёл один человек и, пав перед Ним на колени, умолял:
15 «Господи, сжалься над моим сыном! У него бывают припадки, и он сильно мучается, часто падает то в огонь, то в воду.
16 Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его».
17 Иисус воскликнул: «О неверующее и развращённое поколение! Сколько ещё Мне быть с вами? Сколько ещё терпеть вас? Приведите его ко Мне».
18 Иисус приказал демону выйти, и тот вышел из него. В тот же момент мальчик исцелился.
19 После этого ученики подошли к Иисусу наедине и спросили: «Почему мы не могли изгнать его?»
20 Он ответил им: «Потому что у вас слишком мало веры. Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете этой горе: “Переместись отсюда туда” — и она переместится; и ничего не будет невозможного для вас.
21 [Этот род изгоняется только молитвой и постом]».
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Контекст
После славного Преображения Христос возвращается к реальности страдающего мира. Эта сцена контрастирует с горним видением: слава сменилась человеческой нуждой и неверием.
🔹 Описание болезни
Болезнь мальчика описана как «беснование», совпадающее с фазами луны (σεληνιάζεται, ср. слово «лунатик»). Здесь мы видим сочетание физического и духовного страдания, что часто встречается в евангельских повествованиях.
🔹 Неспособность учеников
Иисус резко упрекает не только отца, но и весь народ и учеников:
«О неверующее и развращённое поколение!»
Это напоминает слова Моисея в Втор. 32:5. Даже после обучения и служения, ученики не проявили той веры, которой ожидал от них Учитель.
🔹 Вера с горчичное зерно
Метафора подчеркивает не количество веры, а её подлинность и активность. Маленькая, но живая вера — способна к великому. Не «психологическая уверенность», а доверие Богу.
🔹 Пост и молитва
Некоторые древние рукописи не содержат стиха 21 (в частности, в Синайском и Ватиканском кодексах), однако он поддержан в параллели у Марка 9:29. Он указывает на глубокую духовную подготовку к борьбе с демонической силой — не техники, а святость и зависимость от Бога.
🔹 Эллен Уайт:
«Христос сказал ученикам, что их вера не достигла той живой связи с Богом, которая сделала бы их сосудами силы… Пост и молитва — путь к такому духовному состоянию» (Желание веков, гл. 46).
________________________________________
📜 Матфея 17:22–23 — Предсказание страданий
22 Когда они были в Галилее, Иисус сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки людей,
23 И они убьют Его, но на третий день Он воскреснет». Услышав это, ученики сильно опечалились.
✒ Комментарий:
• Это второе по счёту предсказание страданий (см. Матф. 16:21).
• Добавлено: «предан будет в руки человеческие» — намёк на Иуду и роль людей в суде над Христом.
• Ученики печалятся, но не задают вопросов, что говорит об их страхе и непонимании (ср. Лк. 9:45).
________________________________________
📜 Матфея 17:24–27 — Чудо с монетой в рыбе
24 Когда пришли они в Капернаум, к Петру подошли сборщики храмового налога и спросили: «Платит ли ваш Учитель налог на храм?»
25 Пётр ответил: «Да, платит». Когда он вошёл в дом, Иисус, опередив его, спросил: «Как ты думаешь, Симон, с кого земные цари берут подати или налоги — со своих сыновей или с посторонних?»
26 «С посторонних», — ответил Пётр. Тогда Иисус сказал ему: «Значит, сыновья свободны от налогов.
27 Но чтобы нам не быть для них поводом к преткновению, пойди на море, забрось удочку и в первой пойманной рыбе найдёшь во рту серебряную монету достоинством в статир (четыре драхмы). Возьми её и отдай им за Меня и за себя».
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Налог на храм
Дидрахма (две драхмы) — ежегодный храмовый налог (см. Исх. 30:13), обязательный для всех иудеев. Не римский налог, а религиозный.
🔹 Ответ Иисуса
Иисус проводит притчу о царях и сыновьях:
Если царь не берёт налог с сыновей, Мессия, как Сын Божий, не обязан платить храмовый налог.
Однако Он добровольно платит, чтобы не быть причиной соблазна — это проявление кротости и любви.
🔹 Чудо с рыбой
• Это уникальное чудо — сочетание власти над природой и провидения.
• Статир (тетрадрахма) стоил как раз две дидрахмы — достаточно за двоих.
• Иисус не нуждается в деньгах, но подчёркивает Своё царственное достоинство и послушание ради мира (ср. Рим. 14:13).
________________________________________
🎓 Адвентистская перспектива:
• История подчёркивает баланс между свободой и уважением к установленному порядку, пока он не нарушает волю Божью.
• Христос как Сын Бога — не обязан приносить земные подати, но ради свидетельства и отсутствия соблазна смиряется.
• Эллен Уайт подчеркивает: «Иисус учил, что свобода от закона не означает бунт. Истинная свобода — это добровольное послушание» (Желание веков, гл. 47).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления:
1. Проявляется ли в моей жизни «вера с горчичное зерно»? Что мешает ей расти?
2. Готов ли я сочетать твёрдость в истине и смирение ради мира, как Иисус?
3. Как я реагирую на призыв к молитве и посту — как на дисциплину или как на источник силы?
________________________________________
🎓Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев