1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи». 1985.1}ДК — Дембельский альбом.«Дембельский альбом» (подлинное название — «ДМБ-85») — магнитоальбом советской рок-группы «ДК», записанный и выпущенный в 1985 году. Представляет собой классическое «концептуальное полотно» — сборник песен Сергея Жарикова на армейскую и криминальную тематику, разбавленный фольклорным материалом и исполненный с нарочитым эксплицированием языка так называемой «блатной культуры». По существу единственный альбом группы ДК, строго выполненный в «антиэстетике»панка. Записан был тремя людьми: Виктором Клемешовым, Сергеем Летовым и Сергеем Жариковым.Самый известный альбом «ДК». По мнению многих критиков и, в частности, журнала Rolling Stone, считается одним из самых значительных альбомов советского андеграунда, кардинально повлиявший на особый жанр отечественной музыки, который чуть позже получил название «Русский шансон».Альбом принципиально отличается от предыдущих работ «ДК» тем, что песни альбома были исполнены в жанре шансон, приближённый к «блатной песне». Во многих композициях употребялется мат, упоминаются места отдалённых ссылок, а лирические герои песен альбома — либо заключённые (или уже отсидевшие), либо военные (солдаты рядового состава, отслужившие или же, наоборот, только приступившие к несению службы).Изначально песни из данного альбома должны были войти в кинофильм «ДМБ» 2000 года, однако по неизвестным причинам не вошли.В качестве дизайна для магнитоальбома послужил настоящий дембельский альбом известного ленинградского коллекционера Сергея Фирсова.Микрофоны были умышленно «закоммутированы» в противофазе так, чтобы звуковое пространство (между голосом и музыкальными инструментами) было расфокусировано, а ритм-гитара была использована скорее как челеста, чем гитара. Для этого сильно перетягивались струны, и по словам Жарикова, Клемешову это не мешало играть и петь. 2}Театр — Папы нет дома. 3}Ария — Мания величия.«Ма́ния вели́чия» — дебютный музыкальный альбом группы «Ария».Альбом был записан в конце 1985 года и имел распространение на магнитофонной кассете как магнитоальбом(самиздат). Материал был записан с вокалистом Валерием Кипеловым, гитаристом Владимиром Холстининым и бэк-вокалистом (клавишником) Кириллом Покровским. 4}Облачный край — Стремя и люди...Одной из отличительных особенностей архангельского "Облачного края" была способность органично совмещать в своем творчестве напевную мелодичность русских народных песнопений с мощно сыгранным хард-роком. Записанные в подобном стиле композиции "Заздравная", "Русская народная", "Великая гармония", "Союз композиторов", "Грустная история" стали со временем классикой андеграундного тяжелого рока - несмотря на то, что многие слушатели толком не знали, что за группа исполняет эти эпохальные творения.
Идеологом, автором музыки и текстов, звукоинженером и саундпродюсером "Облачного края" был гитарист Сергей Богаев. Выходец из рода донских казаков, он с азартом и упорством, присущими вольнолюбивым станичникам, решил добиться в студии такого же звука, который он слышал на фирменных пластинках Deep Purple и Rainbow. Обладая завидной настойчивостью, Богаев шаг за шагом двигался к поставленной цели - каких бы трудов ему это ни стоило. Не мудрствуя лукаво, он начал в одиночку изобретать приборы уникальной конструкции, предназначенные для обработки звука. Работая электриком, Богаев за два года собрал и усовершенствовал все саундэффекты, необходимые ему для дальнейшей студийной работы. ..Альбом "Стремя и люди" начал записываться летом 85-го года - опять-таки в неполном составе (Богаев, Лысковский), зато впервые с профессиональными инструментами. Борис Гребенщиков одолжил Богаеву свою гитару, а музыканты "Странных игр" - фирменные клавиши и бас. Неизменной осталась лишь покрытая жестью знаменитая богаевская примочка, дающая на выходе особенный гитарный звук.
5}Наутилус Помпилиус — Невидимка.«Невидимка» — второй студийный альбом российской рок-группы Наутилус Помпилиус, записанный в 1985 году и официально изданный только в 1994-м на лейбле Moroz Records.В отличие от поздних альбомов Наутилуса, тексты почти всех песен (кроме «Кто я?» и «Князь тишины») были написаны Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким. Альбом «Невидимка» стал первым, записанным под названием «Наутилус Помпилиус» (название предложил Илья Кормильцев).Автор текста «Кто я?» — Илья Кормильцев.У Ильи всегда была склонность к таким балладным вещам типа Боба Дилана и раннего Боуи. Он легко выдавал огромные баллады, с которыми я просто не знал, что делать, — потому что у нас был немножко другой ракурс… В ситуации с «Кто я?» Илья подкинул нам текст, который всем понравился, но слова не ложились на музыкальную заготовку. Я пытался произнести текст речитативом, но он получался таким занудным, что было решено — на нашем новом альбоме Невидимка эти слова будет наговаривать клавишник Витя «Пифа» Комаров.— Вячеслав Бутусов.В основу текста песни «Князь тишины» легло стихотворение венгерского поэта Эндре Ади.После одной из презентаций «Невидимки» в среде рок-музыкантов города, проходившей на квартире у клавишника Виктора Комарова, сам альбом был раскритикован, после чего Бутусов в порыве ярости чуть не уничтожил оригинал альбома. Однако сам альбом уже успел пойти в народ. В результате было принято решение оригинал альбома на музыковедческие мероприятия не брать и хранить под семью замками. 6}ДДТ — Время.«Время» — четвёртый альбом группы DDT, записанный в Москве в ноябре 1985 года.Альбом писался в Москве, сначала — в студии в одном из ДК в районе Преображенки, затем дописывался в девятиэтажке возле станции метро Пражская, на квартире Валентина Щербины (тогдашний звукооператор группы «ДК») в условиях глубочайшего подполья (предварительные договорённости с московскими студиями не дали результата). Запись велась на четырёхдорожечный Akai. Сведение проходило на подпольной студии-квартире Игоря Васильева, поскольку Щербина в связи с этим был арестован и вскоре эмигрировал в США.Это последний альбом ДДТ с уфимскими музыкантами: Владимиром Сигачёвым, Ниязом Абдюшевым, Сергеем Рудым. Лидер-гитариста отыскать не удалось, но в записи приняли участие саксофонист Сергей Летов и скрипач Сергей Рыженко. Большинство незнакомых песен разучивались Летовым и Рыженко прямо на месте. Аренда барабанной установки стоила больших денег; Владимир Кузнецов предоставил группе электронные барабаны Yamaha RX-11 (в СССР на тот момент — диковинка), хотя первое время музыкантам было тяжело работать под механический ритм.Произошёл конфликт интересов с местными звукооператорами, не принимавшими в расчёт мнение самих музыкантов. По словам Сергея Рудого, «приходилось постоянно преодолевать сопротивление этих людей, привыкших работать с эстрадными или полублатными группами, чтобы записать не какой-нибудь шелест, а полноценный рок-звук». Узнав, что на студии записывается Шевчук, операторы какое-то время даже не хотели отдавать фонограммы; запись удалось отстоять чудом.Шевчук характеризует альбом Время как «светлый» и «хороший во всех отношениях». На фоне «нововолнового» ритма звучат классические клавишные, джазовые риффы саксофона и непривычно экономичная гитара. Звучащая в прологе фраза «Иван Иваныч умер!» являла собой «приговор тому дебилизму, который давил на нашу страну семьдесят с лишним лет». 7}Алиса — Энергия.«Энергия» — дебютный студийный альбом рок-группы «Алиса». Записанный на студии Ленинградского рок-клуба в 1985 году, альбом был официально издан фирмой «Мелодия» только в 1988 году. Запись альбома стала первым участием Константина Кинчева в студийной работе группы «Алиса». До «Энергии» записывались и другие альбомы, но именно с неё начинается официальная дискография группы. Для звукорежиссёра Андрея Тропилло работа над альбомом стала одним из последних студийных опытов и, возможно, его самым широким экспериментом в области реформ звука.По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 000 000 экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу.Выходу альбома предшествовали два выпущенных сингла: «Энергия» и «Доктор Буги». На песни «Мы вместе», ставшую визитной карточкой «Алисы», и «Экспериментатор» были сняты клипы.К весне 1985 года у группы «Алиса» было достаточно песен для того, чтобы записать альбом. После третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков познакомил Константина Кинчева с музыкальным продюсером Андреем Тропилло, записывающим на студии альбомы таких групп, как «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк» и «Кино». После выступления «Алисы» на упомянутом фестивале Тропилло поставил перед собой цель записать на магнитную ленту группу, у которой было собственное звучание. Так в июне 1985 года началась работа над альбомом «Энергия». Константин Кинчев считает, что заслуга того, что альбом вообще вышел, на 70 % принадлежит Андрею Тропилло.Также благодаря ему в записи приняли участие питерские музыканты Михаил Чернов, Всеволод Гаккель, Александр Куссуль. Гитарист Андрей Шаталин, получив диплом железнодорожника и распределение в Ригу, покинул группу, и на его место был приглашён Пётр Самойлов. Вернулся Андрей Шаталин из Риги и вскоре снова занял своё место гитариста группы в начале 1986 года, уже после того, как «Энергия» была записана. В процессе записи выяснилось, что Святослав Задерий недостаточно хорошо умеет играть на бас-гитаре, поэтому Петру Самойлову пришлось заменить и его. Таким образом, им были сыграны гитарные и часть басовых партий на альбоме.Пока шла запись альбома, Тропилло, как руководитель студии во Дворце пионеров (где происходила запись), нагрузил участников физической работой на благо дворца — музыканты переносили станки и расчищали помещения.Чтобы усилить энергетику альбома, на готовую запись был наложен ещё один звуковой слой, составленный из мини-диалогов и отдельных реплик литературной классики. Таким образом, в альбоме появились цитаты Михаила Булгакова, Николая Гоголя и Николая Островского. «Энергия» записывался на старую широкую плёнку и на одном из каналов остался фрагмент мелодии Евгения Доги, исполняемый женским голосом. Было решено оставить его и включить в композицию «Экспериментатор». При записи альбома Андрей Тропилло использовал компрессоры, поэтому звучание «Алисы» в итоге стало немного плоским. Запись альбома была завершена осенью 1985 года. 8}Бэд бойз — Гимн (Посвящение ДК и ОК).Один из самых отчаянных и диссидентских проектов за всю историю советского рока появился на свет в мрачном городке Челябинск-70 (ныне - Снежинск), расположенном в предгорьях Уральского хребта. Изначально Челябинск-70 создавался как секретная зона, в которой физики-ядерщики вели активные эксперименты с немирным атомом. По злой иронии судьбы строительство научно-иcследовательского центра производилось невдалеке от места выброса радиоактивных элементов со склада одного из химкомбинатов. После этого случая вокруг города были воздвигнуты заграждения из двойной колючей проволоки, между которыми была пропахана пограничная полоса.Сейчас никто уже не помнит, когда и откуда в этом оазисе лысеющих от сверхдоз радиации мутантов появился человек по имени Александр Мальцев. Он работал монтером в телефонной службе, зимой убирал снег на очистительной машине "Коммунист" и носил самые длинные волосы в городе. Его прошлое было покрыто тайной, а его руки, покрытые шрамами от кисти до локтя, давали повод к вполне конкретным размышлениям. Доподлинно известно лишь то, что первая фамилия Мальцева была Фиксшимель, и в самом начале восьмидесятых он имел ряд вызовов в КГБ в связи с антисоветскими настроениями.
Помимо активного увлечения хиппистской идеологией Мальцев внимательно следил за новинками магнитофонного рок-андеграунда и, в частности, за творчеством "ДК", "ДДТ" и "Облачного края". Сидя у себя дома в хрущевской избушке, на отшибе у самого леса, Мальцев начал экспериментировать не над расщеплением атома, а над магнитофонными кольцами. Склеивая ритмически завершенные фрагменты записей других исполнителей в кольца, он под аккомпанемент примитивного синтезатора начал записывать свои первые песни.В 84-м году Мальцев знакомится с музыкантами вокально-инстументального ансамбля "Имидж", который имел репетиционную базу в единственном в Челябинске-70 Доме культуры "Октябрь". Наиболее сильно под хмурое обаяние Александра подпал клавишник и аранжировщик "Имиджа" Игорь Загороднов, который, разделяя радикальные взгляды Мальцева, начал сочинять музыку к его текстам. В свою очередь, сам Мальцев понял, что стихи можно совмещать с современной рок-музыкой гораздо более совершенными методами, чем домашние эксперименты с магнитофонными кольцами. Так был создан студийный проект, получивший впоследствии всесоюзную известность под названием "Бэд бойз".
Отличительной чертой "Бэд бойз" стали не имевшие себе равных по степени бескомпромиссности антисоветские тексты Мальцева. Воспитанный на общечеловеческих идеалах мира, свободы и любви, он всеми фибрами души ненавидел как советский общественно-политический строй, так и его всевозможные социальные порождения. В полемическом запале Мальцев призывал решать насущные проблемы однозначно террористическими методами: "Поснимайте все плакаты - там написан бред / И перестреляйте все редакции газет / Выключите радио - хватит провокаций / Отмените вы вранье ваших демонстраций".
Будущий цикл своих задушевных песенок "Бэд бойз" решили посвятить надвигавшемуся 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Персонажами сатирических композиций стали обманутые государством ветераны, партия, комсомол, советская эстрада и советские правоохранительные органы. Мало кто в те времена отваживался говорить на подобные темы с такой запредельной ненавистью - что называется, без тормозов: "Братец-рокер, чо не весел? / Чо ты голову повесил? / Бросил бы гитарный лад - взял бы в руки автомат! / Ох, придется нам забыть и хиппизм, и пацифизм / Только рок и терроризм нам построят коммунизм"....Запись долгожданного дебютного альбома происходила поздними летними вечерами, когда в вышеупомянутом Доме культуры заканчивали работу все секции и в здании оставались одни вахтеры. Помимо Мальцева (вокал) и Загороднова (клавиши) участие в сессии приняли гитарист "Имиджа" Олег Садовников и приехавший на летние каникулы в родной город клавишник "Телевизора" Игорь Бабанов.
"В подвале ДК "Октябрь" собрались люди, планировавшие изготовление собственной ядерной бомбы, - вспоминает Загороднов. - Мы знали, что идем на риск и поэтому постарались изменить до неузнаваемости вокал Мальцева. В частности, мы пропускали голос через специальные темброблоки, вырезая из него определенные тембры и искажая его при помощи флэнджера и ревера".
Гитары и вторых клавиш на альбоме было немного, и аранжировка песен в основном строилась по формуле "вокал + синтезатор + ритм-бокс". Альбом торжественно открывался Гимном Советского Союза, скорость звучания которого произвольно менялась, в результате чего мелодия постепенно начинала плыть и разрушаться. С музыкальной фактурой песен "Бэд бойз" решили особенно не заморачиваться, положив в основу альбома мелодические линии из песен "ДК" ("Заберите вашу жизнь"), "Облачного края" ("Союз композиторов"), "ДДТ" ("Свинья на радуге") и даже "Аквариума" ("Кусок жизни"). В музыкальной интерпретации "Бэд бойз" все эти композиции превращались в авторизованные кавер-версии, причем многие из них начинались с оригинального текста, но через две-три строчки шла "сплошняком" поэзия Мальцева. Некоторые песни представляли собой упрощенные стилизации - начиная от кантри ("Мэри") и псевдокабацких мелодий а-ля Александр Новиков ("Наш большой сосед") до фокстрота ("Свадьбы") и изображенной на электробалалайке темы "Степь да степь кругом" ("Три Девицы"). Последняя плавно переходила в речитатив, выстроенный под явным влиянием поэзии "Мухоморов" и Владимира Маяковского: "Главный лозунг партии: / "Каждому по ломику / И давайте развалим нашу экономику".
Наиболее выразительным на альбоме получился маршеобразный гимн "Плохая карма" - с кислотным звучанием клавиш Загороднова и густым низким вокалом Мальцева.
Несмотря на сильнейшую звуковую косметику, вокал на альбоме звучал по интонациям довольно точно. Неплохо чувствуя стиль, Мальцев не просто имитировал голоса Морозова ("ДК"), Будника ("Облачный край") или Шевчука, а добавлял к их манере новые краски. Местами Мальцева заносило в сторону самопального советского рэпа - с неторопливыми бубнилками вместо пения и электронными подкладками на фоне неестественного, но агрессивного голоса, извергающего нон-стопом провокационные политические куплеты.К осени 85-го года дебютный альбом "Бэд бойз" под названием "Гимн" был готов. Первая сторона называлась "Бэд" и посвящалась группе "ДК", вторая называлась "Бойз" и, соответственно, посвящалась "Облачному краю". Осознавая всю разрушительную силу собственного творения, основной удар "Бэд бойз" решили нанести по мегаполисам. Судя по всему, подобная тактика объяснялась несколькими причинами. Распространять "Гимн" в Челябинске-70 было равносильно самоубийству. Дом культуры в городе был один, музыкантов - несколько десятков, и авторы альбома вычислялись органами госбезопасности в считанные часы. О возможных последствиях подобных разоблачений сегодня можно только догадываться. 9}Вова Синий и «Братья по разуму» — Хали-гали. Вова Синий и «Братья по Разуму» — снежинский музыкальный коллектив.Группа была основана в 1983 году Владимиром «Вова Синий» Емелевым и Игорем «Гоша Рыжий» Шапошниковым в городе Челябинск-70 (ныне Снежинск). Чуть позднее в группу вливаются Вадим Кутявин и Игорь Ракин.В 1984 году группа выпускает альбом «88А». Это был первый в истории советской музыки альбом, в котором применялись сэмплы. Через год группа выпускает еще несколько альбомов, один из которых — «Хали-Гали». Производимый материал получил некоторое распространение по всей стране. Альбомы были специально оформлены и передавались из рук в руки в виде магнитных катушек.#100магнитоальбомовсоветскогорока
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев