Получила распространение в России с конца XVIII века. Её основной особенностью является строй, отличный от строя классической шестиструнной гитары. История Создание Русская семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей (М. А. Стаховича, М. И. Пыляева, А. В. и С. Н. Тихонравовых) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки. Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве. Андрей Сихра концертировал, издавал популярные гитарные журналы, много преподавал.Учитывая тот факт, что строй по мажорному трезвучию известен в Европе с XVI века и использовался на английской гитаре (в тональности До, струны: {g1, e1, c1}, {g, e, c}), можно предположить, что Андрей Сихра заимствовал этот принцип строя для своего изобретения с добавлением седьмой (басовой) струны Ре (струны:{d1, h, g}, {d, H, G}, D). Также известно, что на английской гитаре играл автор первой в истории Школы игры на русской семиструнной гитаре, изданной в 1798 году, Игнац фон Гельд (Игнатий Францович Гельд, 1766—1816).Что касается формы корпуса инструмента и конструктивных особенностей, то семиструнная гитара в целом схожа с таковыми классической шестиструнной гитары. Популярность До Октябрьской революции семиструнная гитара являлась основным видом гитары в России, но к концу XX века, из-за экспансии западной музыкальной культуры (европейской и американской), использующей классическую гитару, и утраты интереса людей к собственным народным традициям, семиструнная гитара перестала быть предметом массового использования. Из-за неполного понимания музыкальных свойств семиструнной и шестиструнной гитар, их часто противопоставляют между собой, хотя они являются разными музыкальными инструментами, каждая — со своими уникальными художественно-техническими особенностями.Семиструнная гитара широко использовалась для аккомпанемента при исполнении русских романсов и народных песен, в качестве солирующегоинструмента при исполненении произведений русских композиторов. Очень часто применялась в песенно-музыкальном творчестве русских цыган (другое название гитары — «цыганская»).Некоторые композиторы написали для русской гитары ряд немногочисленных концертных сочинений, например «Русский концерт» Игоря Рехина (1988) и «Концерт для гитары с оркестром» Алексея Агибалова (2007) .Конструктивные особенности Традиционные особенности, являющиеся не обязательными, а возможными вариантами в конструкции русской гитары:Металлические струны.Гриф соединяется с корпусом гитары при помощи регулируемого винтового соединения. Чем сильнее винт прижимает пятку грифа к корпусу, тем больше опускается головка грифа и струны приближаются к порожкам на грифе. Между частью грифа и верхней декой гитары есть зазор.Пружины (деревянные планки внутри корпуса, выполняющие функцию рёбер жёсткости) располагаются по системе Шерцера — параллельно друг другу и поперёк верхней деки. Конструкция гитары
В различных конструкциях гитар используются следующие части и элементы:Кузов Кузов (корпус) — часть гитары без грифа. Дека верхняя. Голосник (резонаторное отверстие в деке). Розетка — окаймление, украшение голосника. Дека нижняя. Обечайка — боковая стенка кузова. Пуговица — небольшой шип-подставка на обечайке. Панцирь — пластина для защиты деки от механических повреждений, вызываемых трением пальцев и царапанием медиатора. Бывает врезным и накладным.Струнодержатель-подставка. Гриф Гриф. Накладка грифа. Лады — маталлические порожки. Верхний порожек. Точки на грифе — пометки номеров ладов на лицевой и (или) боковой стороне грифа. Пятка грифа. Анкерный стержень грифа (у некоторых акустических гитар с металлическими струнами). Головка грифа. Колки.Хвостик грифа.Струны. Музыкальные свойства Вот как описывает этот инструмент первый историк русской гитары Михаил Александрович Стахович:…полнота и разнообразность движения голосов в самостоятельном пении каждой струны, роскошь арпеджиатур, соединяемая с самыми плавными и широкими лигатами, расширение диапазона гамм, наконец, густой ход басов, всегда возможный и вызывающий, так сказать, на музыкальное размышление, — все это останется непобедимым качеством семиструнной гитары перед эффектами шестиструнной. Инструмент в высшей степени романтический — гитара, достиг в семиструнной форме своего полнаго очарования, не потому ли он так и полюбился русскому народу? не потому ли так особенно, и почти исключительно и подладил он под русскую песню? Это остается показать и разъяснить следующему за нами периоду русской музыки, когда народные мотивы переработаются в музыку и выработают себе музыку.— Стахович М.А. Очерк истории семиструнной гитары // Москвитянин : журнал. — 1854. — Т. IV, № 13. — С. 2—3.#русскаясемиструннаягитара
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2