
Начиная с повестей «Девять дней» (другое название «Южнее главного удара», 1958), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961) Бакланов открывает свою главную тему: человек на фронте, и не только со своей решимостью и готовностью к самопожертвованию, но и со всеми невыносимыми тяготами, жестокостью и несправедливостью войны, гибелью честных и хитрым выживанием подлецов, ужасом поминутного ожидания пули, безответственными приказами и бессмысленными смертями.

Последующие сочинения Бакланова, опирающиеся, как и названные выше, на реальные события и воспоминания: повесть «Навеки — девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982) и роман «Июль 41 года» (1964), в котором, анализируя глубинные причины неудач первого периода войны. Молох административно-командной системы (повесть «Карпухин», 1965); неестественность, ложность, неправедность пути к признанию и славе, разрушающего талант и личность художника (роман «Друзья», 1975); формирование циничных карьеристов — волонтеров номенклатурной стаи (повесть «Свой человек», 1990); типичные для «городской прозы» внутренние метания, рефлексия и самобичевание мыслящего интеллигента в суетном и лицемерном обществе (повесть «Меньший среди братьев», 1981) — таковы у Бакланова аспекты жизни военного поколения в мирное время, будничный трагизм которого передается писателем с таким же отчаянием, как и фронтовое прошлое, которое, однако, в любом случае освящала высшая цель: защита Родины.

Один из ярких «перестроечных» публицистов, Бакланов с 1986 года возглавлял журнал «Знамя», сыгравший существенную роль в преодолении сталинистских тенденций в обществе. Автор очерков «Темп вечной погони» (другое название «Месяц в Америке», 1972) и «Канада» (1976), многочисленных эссе, мемуаров, киносценариев (в т.ч. фильма «Был месяц май», 1970, режиссер М. М. Хуциев, по рассказу Бакланова «Почем фунт лиха»), пьесы «Пристегните ремни» (1975) и др.
Умер Григорий Яковлевич Бакланов 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Нет комментариев