Кто не знает эту беспокойную длиннохвостую птицу, которая скачет по веткам, внимательно стреляя по сторонам своими черными глазками-бусинками, и без умолку стрекочет? Эта непоседа никого не пропустит незамеченным мимо себя, тут же помчится сообщать всей округе об увиденном. Недаром говорят, что сорока на хвосте приносит новости.
У разных народов существует много поверий по поводу встреч с сороками. Но почему-то большинство примет, связанных с одинокой сорокой, сулят одни неприятности. Например, даже просто встретить на своем пути сороку – к неудаче. Нужно поклониться сороке и скрестить пальцы или сплюнуть, либо перекреститься или нарисовать крест на земле, тогда неприятность обойдет стороной.
Парящая у человека над головой сорока предвещает ему скорую смерть. Если она, не садясь, с криком летает над крышей дома, это предсказывает скорую смерть кого-то из членов семьи. Неожиданно залетевшая на веранду сорока предупреждает о ворах. А вот если она скачет перед домом на дереве, то беременной женщине ни в коем случае нельзя выходить на улицу: в облике сороки может быть ведьма, которая наведет порчу. В Швейцарии даже местное название этой птицы в переводе означает «ведьма».
В каждой стране есть свои «сорочьи» приметы, но неизменно одно: одинокая сорока не сулит ничего хорошего. А вот парочка сорок предвещает удачу во всех начинаниях. Чтобы это сбылось, обязательно нужно поприветствовать птиц поклоном, а в некоторых странах – плевком. Три сороки пророчат свадьбу или хорошее путешествие, четыре – к хорошим новостям, пять – пребывание в приятной компании.
В Украине существует поверье, что у того, кто тронет сорочьи яйца в гнезде, лицо станет рябым, а сорока будет в отместку красть хозяйских цыплят. А по французским поверьям на голове у сороки есть семь дьявольских перьев. Ещё её называют дьявольской птицей за то, что якобы у неё под языком есть капля дьявольской крови.
У некоторых славянских народов есть поверье, что если на стволе дерева, на котором расположено сорочье гнездо, вырезать крест, то она бросит это гнездо. Залетевшая во двор сорока предвещает убыток, но гнать её нельзя, иначе убыток будет ещё больший. На стрекочущую сороку нельзя замахиваться палкой или бросать в неё камнем – рука отсохнет. Домовой очень не любит сорок, поэтому их нельзя кормить рядом с домом, чтобы не обидеть его.
Существует легенда, будто бы сорока единственная из птиц не пожелала войти на Ноев ковчег. Она тайком спряталась на его верхушке и смеялась над погибающим миром. За это её и не жалуют. На Руси сороки бывали даже прокляты, они долгое время не появлялись в Москве. На эту тему существуют несколько преданий.
Как-то боярин Кучка (прародитель династии Романовых) прятался от врагов в лесу как раз в том месте, где сейчас стоит Москва. Сорока выдала его своим криком, враги его здесь и убили, а умирающий боярин проклял эту глупую птицу. А ещё существует легенда, что митрополит Алексий запретил сорокам появляться в Москве, полагая, что под их видом скрываются ведьмы.
Неспроста эта птица получила и свое прозвище «сорока-воровка». Согласно старинному преданию один благочестивый москвич решил совершить паломничество по святым местам. Всё своё добро он раздал нищим и страждущим, а себе в дорогу оставил только кусок сыра. Сорока украла у него этот сыр, за что Бог проклял её и запретил появляться в этом городе.
Ещё одна интересная версия. В конце XVI века царь Иван Грозный незадолго до смерти отдал приказ изловить по всей Руси ведьм и привезти их в Москву на площадь. Приказ был выполнен, тогда царь велел обложить их соломой и поджечь. Вот что из этого вышло: «Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие. «Чтобы вам, – говорит, – отныне и довеку оставаться сороками!» Так все они теперь и летают сороками и до сих пор боятся царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе».
Но не везде сороку считают дьявольской птицей. Например, в Британии она является символом почты вместе с голубем. А в Китае считают её счастливой птицей, приносящей удачу, и верят, что на убившего её человека обрушатся неприятности.
Комментарии 5
Эта сорока вот уже несколько лет является безраздельной хозяйкой воздушного пространства над прилегающей к нашему дому территорией. Еще в первый год своего появления в старом гнезде, неизвестно кем свитом в ветвях раскинувшегося под окнами моей квартиры дерева, она оборудовала базу. И теперь периодически проверяет состояние тайников с запасами, гоняя пронырливых воробьев, которые, по ее мнению, покушаются их на сохранность. Время от времени достается от нее и наземной живности – собакам и кошкам, оказавшимся в неподходящее время в неположенном месте.
Иногда дело доходит до прямого издевательства. Недавно наблюдаю из окна картину, которую вначале воспринял всерьез, а потом изрядно позабавился. Три большие черные собаки, местные аборигены, беспорядочно бегали по довольно обширной дворовой территории и совершали какие-то немыслимые акробатические прыжки, как будто пытались кого-то пой...ЕщёГеннадий Грузин: СОРОЧЬИ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
Эта сорока вот уже несколько лет является безраздельной хозяйкой воздушного пространства над прилегающей к нашему дому территорией. Еще в первый год своего появления в старом гнезде, неизвестно кем свитом в ветвях раскинувшегося под окнами моей квартиры дерева, она оборудовала базу. И теперь периодически проверяет состояние тайников с запасами, гоняя пронырливых воробьев, которые, по ее мнению, покушаются их на сохранность. Время от времени достается от нее и наземной живности – собакам и кошкам, оказавшимся в неподходящее время в неположенном месте.
Иногда дело доходит до прямого издевательства. Недавно наблюдаю из окна картину, которую вначале воспринял всерьез, а потом изрядно позабавился. Три большие черные собаки, местные аборигены, беспорядочно бегали по довольно обширной дворовой территории и совершали какие-то немыслимые акробатические прыжки, как будто пытались кого-то поймать. Присмотревшись, я увидел нашу старую знакомую, сороку, которая изо всех сил пыталась спастись от зубов нападавших на нее дворняг, и удавалось ей это с трудом: то ли лапа была перебита, то ли крыло. В общем, улететь никак не могла, единственное, на что, как мне казалось, хватало сил, - это совершить очередной рывок и не дать себя схватить. И получалось у нее это довольно неплохо.
Продолжалось это «кто кого?» минут десять. На собак уже было грустно смотреть: вываленные языки, от былой резвости и следа не осталось - вымотались донельзя. А сорока, как и в начале охоты на нее, продолжала легко, практически пешком убегать от своих преследователей, лишь изредка отрываясь от земли. Но вот одна собака, изловчившись, почти схватила птицу. Не получилось. Сорока изящно вывернулась и… вдруг обрела способность летать. Набрав высоту, сделала виртуозный боевой разворот, спикировала на нападавшую, со всего разгона врезала ей клювом в лоб, от чего та даже присела на задние лапы, и продолжила полет, теперь уже в сторону дерева у нашего дома – своей «базы». Здесь первым делом разогнала хозяйничавших на ветках воробьев, после чего приступила к обычной процедуре – ревизии запасов.
Вот и говори после этого, что вся эта братия, четвероногая и пернатая, живет в мире инстинктов…