Более половины времени существования людей «человеческая история» была чуждым понятием. Представление о том, что человек может контролировать собственную историю, считалось невозможным до христианской эсхатологии. По иронии судьбы, мысль о том, что время и история принадлежат Богу, породила идею «секулярного» времени, согласно которой у человечества есть собственная история, отдельная от той, что приписывают Богу.
Слово «секулярный» происходит от слова saeculum, которое означает отрезок времени, приблизительно равный периоду жизни человека. Таким образом, секулярная история была «частной» историей. Это история человечества.
Когда мы сегодня думаем о времени и истории, мы обычно представляем себе линейную временную шкалу, которая наполнена событиями, произошедшими с человечеством. История – это хранилище выдающихся человеческих деяний: Вторая мировая война – это отчёт о человеческих злодеяниях, предрассудках, господстве и злоупотреблении властью. Холодная война – это отчёт о конфликте политических и экономических идеологий двух держав. Падение Берлинской стены знаменует собой борьбу человечества за прекращение политических и идеологических репрессий.
И в самом деле, когда мы говорим сегодня об истории, мы имеем в виду преимущественно человеческую историю. Мы обсуждаем прогресс и неопределённость. Следовательно, мы контролировали и контролируем то, как разворачиваются события. Историю создавало и создаёт человечество.
В этой статье мы хотели бы обсудить, как и когда впервые возникла концепция «человеческой истории». Как мы видим, время и история долго были лишены человеческого влияния; идея о том, что человечество несёт ответственность за свою историю, не превалирует в дискурсе на протяжении все записанной истории.
Стоит отметить, что следующие рассуждения касаются интеллектуальной истории запада, поскольку историческое сознание на востоке развивалось совсем иначе.
Нечеловеческое время и история
До того как западный мир стал христианским, история и время считались бесконечными, то есть у них не было ни начала, ни конца. Эта концепция времени была характерна для древних греков. Например, Платон описывал время как цикл событий, которые есть, и событий, которые будут. Такая концепция времени была естественным образом выведена из наблюдения за повторяющимися природными явлениями, такими как появление Луны.
Ранние общества склонны натурализовать время, наблюдая за движением небесных тел. Существует очевидная закономерность того, как Солнце восходит и заходит. Существуют наблюдаемые закономерности появления луны. И за сменой времен года стоят очевидные закономерности. Как таковые, эти природные явления дали времени его характеристики: оно циклично, без начала и конца.
Существует очевидная закономерность в том, что солнце садится и встаёт. Существуют наблюдаемые закономерности в появлении луны. И за сменой времён года тоже стоят очевидные закономерности. Как таковые, эти природные явления наделили время его характеристики: оно циклично, без начала и конца.
Следовательно, история, если рассматривать её как продукт времени, была лишена человеческой интерпретации. Люди не играли в ней никакой роли. В данном ключе история была бессмысленной и «бесконечной» — мы никуда не двигались с течением времени.
В отличие от нашего современного понятия времени, Платон не верил, что у времени есть «конец». Например, сотрудница может сказать, что она заканчивает работу в 5 часов вечера. У неё есть представление, что существует «конец» её бытия (в данном случае на работе) во времени. У ранних греков не существовало телеологии времени; человек никуда не двигался во времени.
Христианство и божественная история
Христианство начало распространяться по всей Европе, особенно после того, как Римская империя официально приняла теологию в 380 году нашей эры. Те из нас, кто хоть немного знаком с христианской теологией, знают, что в этой доктрине было начало истории. Книга Бытия буквально начинается со слов «В начале». История началась с сотворения мира. Далее Библия говорит о конце истории, то есть об эсхатологии. История закончится со вторым пришествием, когда человек окончательно воссоединится со своим Творцом.
С принятием христианской философии «человеческая история» была введена в раннее историческое сознание на западе. История человечества началась с грехопадения. Она заканчивается спасением. Между концом и началом человеческая история – это движение человека к своему спасению.
Первый намёк на человеческую историю (хотя речь и шла о людях) был лишён человеческого фактора. Христианство проповедовало идею Божественного Провидения: Бог несёт ответственность за всё, что происходит на Земле. Человечество было марионеткой собственного создателя. Следовательно, человечество не несло ответственности за собственную историю. Время принадлежало Богу, и оно было лишь инструментом спасения.
Мы уже видим отход от натуралистической концепции времени. Теология дала времени начало и конец. Это придало времени смысл, связанный со спасением. И это дало человечеству роль, хотя и пассивную, во времени и истории.
Теодицея и секуляризация истории
Теодицея стремится оправдать божественное провидение в присутствии зла. Проблема теодицеи заключается в следующем: если Бог всемогущ, то как его творение способно творить зло?
Проблема теодицеи была в центре многих философских споров. Наиболее заметным из них является дискуссия о свободной воле и детерминизме. Аврелий Августин (354-430 года) прославился развитием метафизической «свободы воли». Свобода воли – это источник нашей свободы. Данная концепция объясняет, почему мы способны на зло, несмотря на то, что Бог благосклонен. Наша воля не отражает волю Господа.
Это первый признак секуляризации.
Нет комментариев