Этот референдум был анонсирован руководством Верховного Совета УССР в октябре 1990 года, спустя несколько месяцев после провозглашения «Декларации о государственном суверенитете», за несколько месяцев до общесоюзного референдума о сохранении СССР
и почти за год до августовского путча в Москве.
Октябрь 1990 года и так называемая «революция на граните» (студенческая забастовка и голодовка у стен здания Верховного Совета УССР) – событие, хорошо известное в литературе о «перестройке» и пост-советской Украине, в 2000-е годы это событие получило название «первого майдана». Даже зафиксировано, что это событие сыграло большую роль в обретении Украиной независимости. Но как-то обходится умолчанием, в чем же эта «большая роль»
состояла, и что собой представляли «голодавшие».
Газета «Правды Украины» уже после окончания всех событий опубликовала материалы брифинга Мин.внутренних дел УССР.
В нем говорилось:
«МВД республики провело для работников СМИ брифинг по поводу событий 30 сентября – 2 октября, которыми сопровождались массовые политические мероприятия, проводившиеся в Киеве по инициативе Народного руха Украины, республиканской, демократической, народно-демократической и некоторых других партий и общественных
организаций.
Для участия в них, подчеркивалось в распространенном пресс-релизе,
в столице Украины с 27 по 30 сентября прибыло из Львовской,
Ивано-Франковской и Тернопольской областей около тысячи человек
поездами и свыше 6 тысяч – 145 автобусами.
30 сентября началась демонстрация этих людей в центральных местах Киева и пришло в 12.30 минут тремя основными колоннами…
в 16 часов 15 минут со стороны площади Ленинского комсомола к зданию ВС подъехала колонна из 7 автобусов с людьми, автомобиля Жигули и большегрузного бензовоза – все с номерными знаками Ивано-Франковской области. На требования сотрудников милиции убрать бензовоз от здания парламента, митингующие ответили отказом. Двое из них влезли на цистерну и заявили, что взорвут ее, если их тронет милиция…До последних дней обстановка в городе была спокойной и конфликтных ситуаций не наблюдалось. Киевляне всегда вели себя сдержанно и дисциплинированно, никогда не допускали резкости, злости, экстремистской направленности. С нынешним же приездом в столицу Украины массового «десанта» из западных регионов республики все изменилось… Мы обязаны были
обеспечить жесткий порядок…
Вы хорошо видели на экране, что колонны безоговорочно подчинялись людям с желто-голубыми повязками и мегафонами. Даже в ситуации с бензовозом водитель отказывался подчиняться приказу милиции, уговорам депутата, а твердил лишь «Хай мени скажет старший». …
Никто не обнаружил ни капли крови. А вот руховский информационный листок написал про «побиття народу биля Верховной Ради»
с леденящими душу выдуманными подробностями…
Только по линии Минтранса УССР в Киев в те дни приехало 33 автобуса, который были сняты с междугородних рейсов в западных областях Украины. За эти автобусы юридические лица уплатили
24 тысяч 523 рубля 38 копеек. Кто платил? Во Львове – УРП,
«Сечевые стрельцы», а в Дрогобыче – крановый и долотный заводы
выделили на это деньги из фонда соцкультбыта».
Требования протестовавших, в первую очередь, касались немедленного объявления независимости Украины, отказа от подписания Союзного договора, отставки правительства
и роспуска Верховного Совета.
Председатель Верховного Совета УССР Л.М. Кравчук, первоначально отказывавшийся даже слушать эти требования, на исходе второй недели голодовки студентов и протестов под стенами парламента, судя по всему, изобрел компромисс – сохранение Верховного Совета при отставке правительства и назначение досрочных выборов Верховного Совета вместе с рассмотрением на референдуме текста новой Конституции. А так как Конституцию нужно было еще разработать,
то и референдум мог быть проведен не ранее, чем как в конце 1991 года. Удовлетворенные этим, голодающие студенты начали сворачивать
палаточный лагерь у здания Верховного Совета.
Итак, под давлением голодающих у здания Верховного Совета студентов из западных областей, к которым присоединилась часть депутатов, Кравчук, пожертвовав правительством, пообещал провести референдум о принятии новой Конституции и только после него вернуться к вопросу о том, будет ли Украина вообще подписывать Союзный договор. Это решение и было зафиксировано в постановлении Верховного Совета УССР от 17 октября 1990 года
«О рассмотрении требований студентов, которые проводят голодовку
в Киеве со 2 октября 1990 года» (опубликовано в сборнике документов
«Распад СССР» под редакцией С.М. Шахрая):
«… направить все усилия ВС УССР на … принятие новой Конституции
республики, и до тех пор, пока это не достигнуто, заключение
Союзного договора считать преждевременным».
Получается, что так или иначе в конце 1991 года на территории УССР
был бы проведен референдум о независимости Украины, и первоначально предполагалось легитимировать независимость
через принятие новой Конституции. Именно к этому референдуму
и готовилось руководство УССР, начиная с осени 1990 года.
В книге юриста П.П. Кремнева, посвященной правовым коллизиям создания и распада СССР, отмечается в качестве одного из выводов, что не существовало легитимного способа выхода одной республики из состава СССР, несмотря на принятие в Советском Союзе в 1990 году «Закона о референдуме» и Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (исключением
были прибалтийские республики, по выходу которых было принято
решение Госсовета СССР).
Украинское руководство это, судя по всему, прекрасно понимало.Спустя год после «революции на граните», накануне проведения референдума, 30 ноября 1991 года, Кравчук заявил
в интервью «Канадиен пресс»:
«Украина не ждет, что ее стремление к независимости встретит положительный отклик и энтузиазм. Центральные власти в Москве
не испытывают никакой радости от этого. Но это не означает,
что Украина остановится в своем движении вперед».
Однако одно дело пообещать независимость бунтующей толпе, другое дело – найти легитимные основания для выхода из состава советского государства. И таким легитимирующим основанием для объявления Украиной независимости должна была стать формула «права наций на самоопределение» со ссылкой на Устав ООН и другие международные документы. В первую очередь, речь, конечно, шла об Уставе ООН.
Это право, с точки зрения Устава ООН, могло быть реализовано только путем референдума, на основании результатов которого можно было надеяться на признание нового государственного образования как независимого. Ведь с точки зрения международного законодательства, только результаты референдума могут перекрывать принцип территориальной целостности государства, если само государство
против отделения части его территории.
Под государством в данном случае имелся ввиду Советский Союз, который, очевидно, был против «сепаратного» выхода Украины из состава советского государства.А из крупных стран, готовых признать за Украиной право использовать норму о праве наций на самоопределение, даже в случае блестящего результата на референдуме, для выхода в одностороннем порядке из СССР, на осень 1990 года можно было рассчитывать, по большому счету, только на Канаду, на территории которой проживала большая и политически активная украинская диаспора. Поэтому руководство УССР развернуло активную работу по подготовке западного общественного мнения и западных государств в целом к признанию Украины независимой (то есть самопроизвольно отделившейся от СССР) – если результаты голосования на референдуме окажутся положительными.
За один только сентябрь 1990 года на Украине побывали:
- Группа экспертов комитета по жилищному вопросу и градостроительству регионального органа ООН
– Европейской экономической комиссии (ЕЭК);
В рамках Европейского семинара по международным стандартам в сфере прав человека – представители 35 стран во главе с заместителем генерального секретаря ООН по правам человека
Яном Мартенсоном;
Президент Венгерской республики Гёнц:
Директор Фонда наследия США Эд Феулнер, которому Кравчук заявил,
что «Украина заинтересована в развитии всесторонних контактов с зарубежными странами, в притоке в ее народное хозяйство иностранного капитала». А гость в ответ поинтересовался, как будет осуществляться реальный суверенитет Украины, и как республика относится к Союзному договору.
В октябре 1990 год Киев посетили посол Румынии и министр иностранных дел Польши, в ноябре – посол США в СССР Дж.Мэтлок, интересовавшийся реализацией Декларации о государственном суверенитете и отношение Украины к Союзному договору.
Подготовка западного общественного мнения имела место и при визитах украинского руководства в западные страны. Так, председатель Совета министров В.А. Масол (именно им «пожертвовал» Кравчук в дни октябрьского кризиса) в октябре 1990 года приехал
в США «в связи с проведением Всемирной встречи на высшем уровне
в интересах детей и участием в работе генассамблеи ООН».
Однако Масол не только обсуждал судьбы детей, но и «имел серию неофициальных встреч с руководителями государств и правительств ряда зарубежных стран. Состоялось знакомство и короткая беседа Масола с президентом США Дж.Бушем. В беседе с премьер-министром Канады В. Малруни речь шла о путях расширения контактов между УССР и Канадой, начало которым было положено во время визита Малруни в Киев весной нынешнего года. … состоялась встреча с премьер-министром Британии Тэтчер. Она дала одобрительную оценку итогам проведения на Украине Дней Великобритании».
Далее газета «Правда Украины» перечисляла других западных политиков - премьер-министр Швеции, президент Румынии, около
20 представителей ряда крупных компаний США, работники
горсовета Нью-Йорка.
В Вашингтоне Масол имел «встречу с представителями деловых, финансовых и политических кругов США украинского происхождения», присутствовал старший вице-президент крупнейшего и старейшего в столице США банка «Риггс банк» Кушман. И так далее. Выступая же на Генеральной ассамблее ООН, Масол и вовсе откровенно заявил,
что Украина намерена «принимать непосредственное участие в общеевропейском процессе и общеевропейских структурах. Мы надеемся, что наши намерения встретят в международном сообществе понимание и поддержку и будут реализованы без лишних проволочек».
Вскоре после его выступления, как сообщала «Правда Украины, штаб-квартира ООН распространила «Декларацию о государственном суверенитете Украины» в качестве официального документа:
«Принцип самоопределения наций получил новый импульс в развитии национальной государственности с принятием этого документа 16 июля 1990 года Верховным Советом республики, отмечается в опубликованном докладе Генерального секретаря о значении всеобщего осуществления права народов на самоопределение для эффективной гарантии и соблюдения прав человека.
Украинская ССР последовательно выступает за скорейшее утверждение и строгое соблюдение в международном общении права наций на самоопределение – одного из императивных принципов современного международного права… Осуществление принципа самоопределения значительно усиливает эффективность деятельности ООН в деле поддержания международного мира и обеспечения прав личности. Игнорирование же права народов на самоопределение непременно ведет к возникновению очагов напряженности в мире
и сопровождается фактами грубых и массовых нарушений прав человека».
Таким образом, уже осенью 1990 года на международном уровне фактически было зафиксировано право Украины на самоопределение,
т.е. «сепаратный» выход из состава СССР.
Спустя год, в ноябре 1991 года, Збигнев Бжезинский, один из самых влиятельных американских внешнеполитических идеологов, накануне референдума о независимости Украины опубликовал в Нью-Йорк Таймс статью, тут же переведенную в «Правде Украины», в которой писал о важности права народов на самоопределения вместо «имперской субординации» и практически угрожал западному миру, что непризнание результатов референдума приведет к обострению международных отношений и проблемам «с русскими», а также расписывал те плюсы, которые получит мир в случае признания
независимости Украины:
«Если США и остальные страны Запада откажутся от признания законного права украинцев иметь суверенное государство – они тем самым поспособствуют наступлению кризиса в русско-украинских отношениях… Ошибочным направлением является игнорирование украинских национальных устремлений, но еще хуже выворачивать руки Канаде с тем, чтобы заставить ее отказаться от намерения признать независимость Украины. Вместо этого Западу следует искать гарантии того, чтобы последствия обретения Украиной независимости были доброкачественными. Украинцы почти определились в поддержке долгосрочного экономического соглашения с Москвой и другими бывшими советскими республиками. Украина стремится стать безъядерным государством, но в то же время ведутся разговоры о численности будущей армии в 450 тысяч человек, что меньше миллиона советских войск, размещенных в настоящее время на украинской земле. Это стало в значительной степени результатом попыток определить, как быть с 600 тысячи украинцев в Советской армии».
Но Бжезинский не просто писал статьи, а накануне референдума лично посетил Украину «для обсуждения с украинскими лидерами формулы», которая могла бы прийти на смену «меркнущему советскому центру».
Эта формула предполагала создание некого координирующего и консультативного органа под названием Лиги суверенных государств.
Западный мир был готов признать независимость Украины по результатам референдума не безусловно, Канада как наиболее проукраинская страна заявила, что условиями признания
независимости Украины являются:
- готовность Украины дать заверения относительно контроля
над ядерным арсеналом,
- выполнение соглашений о сокращении вооружений
и договоренностей
в рамках европейского процесса, включая уважение прав
национальных меньшинств.
Нет комментариев