Любой нормальный человек воскликнет: ну при чем тут Греф?
Где Герман Оскарович и где самолеты?
Всё просто. После явного провала с выпуском МС-21, SSJ-100 и даже Ту-214, Греф и экспертные группы «Сбера» должны будут провести ревизию авиастроительной отрасли в ее гражданском сегменте и оценить эффективность системы управления. И, при необходимости, пересмотреть эту систему. Мишустину не нравится то, что гражданское авиастроение превратилось в гигантскую «черную дыру» по перевариванию миллиардов, между тем «выхлопа» не наблюдается никакого. Эксперты «Сбера» должны помочь разобраться, коль компетенции соответствующих сотрудников «Ростеха» явно не хватает,
и вместе с сотрудниками ОАК разработать новые модели управления
и финансирования отрасли.
Видимо, недовольство «успехами» гражданского авиастроения достигло некоего максимума, за которым начинаются жесткие меры.
15 июля состоялась стратегическая сессия о развитии авиапрома, которая прошла под председательством Михаила Мишустина. Участники говорят, что премьер-министр был очень резок. Критике Мишустина подверглись практически все участники сессии, «Ростех», Минпромторг, ОАК.
Фактически претензий было всего две.
Первая: крайне низкая кооперация в отрасли в целом. По мнению Мишустина, ОАК должна распределять ресурсы и координировать предприятия, являясь руководящим центром, но по факту
этих задач корпорация не выполняет.
Вторая: по сути, главная. Авиационная отрасль постоянно просит выделения денег, но не менее регулярно переносит сроки исполнения заказов. Причины приводятся необъективные. Деньги Правительство выделяет, но осваивается отраслью далеко не всё, из-за проблем с управлением выделяемые суммы становятся жертвами инфляции.
Учитывая, что в 2025 году был запущен национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», на который планируется выделение 765 миллиардов рублей на 6 лет, а в этот проект входит федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов», при нынешней эффективности ожидать четкого исполнения не приходится.
Мишустин констатировал это, сопровождая выводом о том, что в авиастроительной отрасли с управлением всё очень плохо. Нет системы управления как таковой, а для надлежащего исполнения таких важных национальных проектов за выполнение конкретных задач должны отвечать конкретные люди. В нашем случае этого не наблюдается.
Премьер озвучил и то, что не раз уже озвученная на наших страницах Комплексная программа развития авиационной отрасли до 2030 года абсолютно провалена и нуждается в пересмотре и корректировке,
в первую очередь графиков поставок воздушных судов.
Мишустин: «Предлагаю детально проанализировать текущий статус каждого проекта, достигнутые результаты, а также существующие вызовы и выработать решения, которые позволят выйти на крупносерийное производство. Наша страна обладает достаточным технологическим потенциалом, всеми ресурсами, чтобы совершить кардинальный прорыв
в сфере авиастроения».
Хорошо, а Греф со «Сбером» тут зачем?
Всё не так просто. Дело в том, что в прошлом году большая группа консультантов «Сбера» и «Газпром нефти» в течение полугода проводила аудит предприятий ОАК сектора гражданского авиастроения. Аудиту подверглись заводы в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Луховицах и Казани. Целью экспертизы ставилось изучение эффективности освоения бюджетных средств, производственных процессов и систем управления.
Тогда многие СМИ делали предположения о том, что, возможно, будет рассматриваться вопрос о передаче авиазаводов под управление этим предприятиям по той схеме, согласно которой ВТБ получил в управление Объединённую судостроительную корпорацию, или об импорте менеджеров «Газпром Нефти» и «Сбера» в управляющие структуры авиазаводов.
На самом деле, максимум, что могло быть, — компания «Газпром нефть» стала бы инвестором, но не таким, как ВТБ, потому что положение дел в авиасекторе было много хуже, чем у судостроителей. А «Сбер» рассматривался исключительно в качестве эксперта, поскольку банку длительные программы авиастроения не так интересны, как та же ипотека.
О результатах аудита ничего не сообщалось, из чего некоторые сделали выводы о том, что к мнению банкиров просто никто в том же Минпромторге не стал прислушиваться. Получилась ситуация, что эксперты сделали выводы о том, что управление корпорации не справляется со своими обязанностями, но принимать во внимание выводы банкиров никто не стал.
С одной стороны, понятно, банки — это одно, а авиазаводы — другое. Вот только экономические законы действительны и для первых, и для вторых. Потому через год ситуация не улучшилась, а совсем наоборот, стала такой, что Мишустин снова решил позвать сторонних экспертов. Видимо, «Сбер» всем достаточно хорошо разложил ситуацию в первый свой приход.
Во второе пришествие «Сбера» комиссий на заводах не планируется, что в целом логично – ситуация ни на йоту не изменилась. На основании ранее полученных и свежих данных специалисты Грефа должны будут сделать новый отчет о состоянии дел в отрасли и предоставить его в самое ближайшее время. Возможно, что уже и представили, тут дело в том, что в этот раз доклады экспертов Грефа лягут на стол не Чемезову или Алиханову, а самому Мишустину.
Здесь дело в том, что доклады и экспертизы готовятся не просто так.
В общем, и так понятно, что в отрасли всё обстоит печально. Специалистам «Сбера» и ОАК поставлена задача совместно разработать предложения по оздоровлению отрасли и созданию новой модели управления корпорацией. Некоторые СМИ, ссылаясь на свои источники, присутствовавшие на той встрече, говорили о том, что Мишустин так
и сказал: пока не будет четкого плана выхода из сложившегося
положения, денег больше выделять не станут.
Комментарии 1