Кризис – это обозначение потери существовавшей жизненной конфигурации, с которой человек свыкся, и появление возможности войти в новую и неизведанную жизненную форму. (К. Гаврилюк)
"Кризис среднего возраста"
Еще недавно всё имело смысл: семья, работа, хобби. Было столько стремлений и желаний! И вдруг жизнь стала серой и безвкусной. Все пройдено, все изведано, все достигнуто. Странное состояние, когда тебя накрывает серой волной апатии и мир теряет краски.
Кризис среднего возраста является одним из самых тяжелых личностных кризисов в жизни человека. Это период, когда человек начинает задумываться о своем месте в социуме и в семье, анализирует свои неудачи и достижения. Исследования кризиса среднего возраста показали, что наступает он примерно в возрасте 30-40 лет, т.к. средний возраст – это своеобразный мостик между двумя поколениями: уже не молодой и еще не старый. Чаще всего в этом возрасте возникает переоценка ценностей, человек уже видит свой смысл жизни в определенных жизненных достижениях и если жизненный путь выбран неверно, то возникает чувство неудовлетворенности собой, своими возможностями и способностями. Возникает потребность изменить жизнь, все начать сначала...
"Кризисы — это не временное состояние, а путь внутренней жизни". (Л.С. Выгодский)
Кризис — это шанс изменить себя, открыть новые способности и возможности, это шанс научиться общаться со своим подсознанием, которое и помогает найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций. При появлении жизненного кризиса человек продумывает и просчитывает все варианты выхода из сложившейся ситуации. Как только удачное преодоление кризисов превращается в систему, начинается постепенное формирование установленных личностных качеств, мало того, возникает своеобразное жизненное мировоззрение, словно создаётся сценарий победителя! Накопленный успешный опыт выхода из жизненных кризисов, обучает человека побеждать себя и побеждать обстоятельства, человек начинает совсем по-иному смотреть на жизнь. Ведь человек, овладевший ситуацией, освобождает себя тем самым от проблемы, которая вызвала кризис, и, переживая эту проблему, делает себя более зрелой личностью, психологически интегрированным и адекватным!
"Жизнь каждого человека, его личностное развитие сопровождается переменой форм проявления себя (самого) и (своих) потенциалов."
Если говорить о "возрастных кризисах", то можно сказать, что они свидетельствуют о завершении одного этапа развития и начале другого. Происходит отмирание чего-то старого, многое из значительного и актуального ранее, постепенно теряется. Во время этого переходного периода в человеке происходят положительные изменения. Опираясь на свой прошлый жизненный опыт, он приобретает новый, который позволяет ему адаптироваться в абсолютно неизвестной ситуации, для разрешения которой требуется развитие новых черт и свойств.
Иногда внутренний кризис сопровождается внешними конфликтами, тем не менее, разрешая конфликт, человек овладевает новыми средствами, у него появляется больше возможностей, происходит освоение новых областей жизни...
(К. Гаврилюк)
Чтобы определить каким же будет выход из жизненного кризиса — деструктивным или конструктивным, нужно проанализировать сложившуюся кризисную ситуацию, исходя из следующей схемы:
- содержание жизненного кризиса
- к какой категории он относится: возрастной кризис, кризис потери,
биографический кризис или какой-либо другой
- время развития или продолжение кризиса
Общим признаком деструктивных стратегий является преодоление жизненных кризисов без особого желания человека. Он не может и не хочет работать над своей проблемой. Человек абсолютно не готов принимать какие – либо решения, он боится брать на себя ответственность за себя и свою жизнь, он очень сильно боится последствий и поэтому постоянно надеется, что конфликт разрешится сам по себе. Время идёт, опыта и знаний, которые ему бы помогли в разрешении проблем, не накапливается, что, несомненно, приводит к ещё более затяжному, тяжёлому и глубокому личностному изматывающему кризису, который, в свою очередь, способен перейти в невротические состояния, различные неврозы, истерии и т.д.
Конструктивное преодоление личностных жизненных кризисов и конфликтов проявляется в принятие человеком реальности, он внимательно анализирует кризисную ситуацию, способен различать второстепенное и главное, а также выделять составные части. Возникшие проблемы он способен решать поэтапно. Это делает человека сильнее, происходит его душевный рост и рост его личности!
Состояние кризиса автоматически запускает работу нашего самосознания, которая происходит в эмоциональной и интеллектуальной сферах. Разрешение конфликта является острой формой развития личности... Правда, если смотреть на кризис с другой стороны, он может привести к невротическим расстройствам, в случае отказа личности искать решения и ухода от реальности кризиса. Развитие человека можно рассматривать как циклическое движение, то есть за каждой проблемой следует разрешение и т.д.
Итак, при возникновении различных затруднений, проблема влечет за собой нарушение прежних методов деятельности, появляется напряжение, происходит проверка давних методов разрешения проблемы, в том случае, если они являются адаптивными, напряжение усиливается, после чего происходит осознание появившейся проблемы, запускаются и задействуются внутренние и внешние ресурсы, и итогом становится:
- созидательный выход из ситуации и переформулировка проблемы
- нереальность разрешения данной ситуации доступными способами
и нарушение системы, деструктивный выход или уход от решения проблемы
Проблемой можно назвать осознание человеком того, что имеющие в настоящее время трудности и противоречия невозможно разрешить с помощью тех методов, которыми он владеет, он не считает, что те или иные знания и опыт, которые он накопил в течение жизни, помогут справиться с данной сложившейся ситуацией. Следовательно, возникает сильная потребность в опыте и знаниях со стороны, так как это может помочь выявить причину кризиса, найти силы и точку опоры, а так же поможет понять и принять сложившеюся ситуацию. (К. Гаврилюк)
Комментарии 1