ДЕСЯТЫЙ ПУНКТ И ЗАВЕРШЕНИЕ
Сказал Шейх-уль-Ислам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах: «Уклонение от религии Аллаха, не изучая её и не действуя в соответствии с ней, и довод здесь слова Всевышнего:
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам». (Сура «ас-Саджда»; аят: 22)
Уклонение, которое является пунктом из пунктов аннулирующих Ислам, это уклонение от изучения основы религии, при наличие которой человек будет мусульманином, даже если при этом будет невеждой в подробностях религии.
Сказал шейх ‘АбдуЛлятыф бин ‘АбдуРрахман бин Хасан об уклонении, которое является пунктом из пунктов аннулирующих Ислам: «Положение людей сильно различается, и их различие по степеням имана, когда будет в наличии основа имана, а когда отсутствует основа, посредством которой человек заходит в Ислам, то полное отворачивание от этого и есть куфр и’рад[Куфр и’рад – неверие уклонения, отворачивания, отвращения]о котором сказал Всевышний: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей». (Сура «аль-А’раф»; аят:179)
и сказал:
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь»». (Сура «Та Ха»; аят:124)
Сказал шейх Сулейман бин Сахман: «Становится ясным из слов шейха, что человек не становится неверным кроме как из-за уклонения от изучения основы, посредством которой человек входит в Ислам, и не становится неверным из-за оставления обязательных и желательных вещей»
Сказал Имам Ибн Къаййим, рахимахуЛлах, в «аль-Мадаридж ас-Саликин»: «Что касается большого неверия, то его пять видов».
И сказал после упоминания их: «Что касается куфра и’рад, то это уклонение слухом и сердцем от посланника не подтверждая его правдивость и не обвиняя во лжи, не проявляя к нему ни приверженность, ни вражду, и не прислушиваясь к тому, с чем он пришел»
И из этого разъяснения смысла и’рада тебе становится ясным положение большинства поклоняющихся могилам в наше время и раньше, воистину они отвернулись от того с чем пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует, полным уклонением, сердцами и ушами, и они не прислушиваются к наставлениям наставляющих.
Сказал Всевышний: «Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают». (Сура «аль-Ахкъаф»; аят:3)
И не говорится, что они невежественны и не становятся неверными по причине своего невежества, а говорится что невежда, когда ему объясняют его ошибку, склоняется к истине и оставляет ложное, а эти настойчивы в своем поклонении идолам и не прислушиваются ни к словам Аллаха, ни к словам Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они отворачиваются от наставлений и могут оскорбить того, кто будет их порицать, и установилась над ними худжа, и нет им оправдания.
Сказал Всевышний: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам». (Сура «ас-Саджда»; аят:22)
ПОЛОЖНИЕ СДЕЛАННОГО В ШУТКУ, ВСЕРЬЁЗ, ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРАХА И ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ
Сказал Шейх-ульИслам, Имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах, после упоминания этих десяти пунктов: «И нет разницы, совершены эти пункты в шутку или всерьёз или под воздействием страха, исключением является лишь принуждённый»
Доводом на оправдание принуждённого являются слова[Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Этот аят ниспустился по поводу Аммара бин Ясира. Язычники поймали Аммара, его отца Ясира и мать Сумайю и за то, что они уверовали, начали подвергать их жестоким пыткам. Мать Аммара, Сумайю за ноги привязали к двум разным верблюдам, приговаривая: "Ты стала мусульманкой только потому, что положила глаз на мужчин-мусульман”. Они подвергли ее разным мучениям, поволокли на верблюдах и, воткнув копье в половой орган, убили мученической смертью. Отец Аммара также после пыток умер мучеником. Они первые мученики в исламе. Аммар же не выдержал пыток и сказал языком то, к чему его принуждали многобожники, держа сердце полным верой. Тогда посланнику сообщили, что Аммар стал кафиром. Посланник Аллаха сказал: “Не может быть. Аммар с макушки до кончиков ног полон веры. Вера въелась в его сердце “. Наконец Аммар, плача, пришел к Посланнику Аллаха. Посланник Аллаха спросил: “Как ты находишь свое сердце“. Аммар ответил: “Я нахожу его полным верой”. (Тафсир Табари, 14/122; Тафсир Куртуби, 10/180; Ад-Дурр: 4/131; Имам Абуль-Хасан Али бин Ахмад аль-Уахиди, Асбабу Нузуль, 162; Хаким, аль-Мустадрак, 2/357)]Всевышнего: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (Сура «ан-Нахль»; аят:106)
И принуждение
[Икрах:
Имам Ибн Къудама аль-Макъдиси ,рахимухуЛЛах, сказал: “Из числа условий (шурут) принуждения (икрах) – это три вещи:
1. Чтобы это (угроза) исходила от того, кто в состоянии ее исполнить.
2. Большая вероятность того, что угроза вступит в исполнение, если не сделать требуемое.
3. Чтобы это была угроза, причиняющая много вреда, как убийство, сильное избиение или длительное заточение.
Что же касается упрека и ругани, то это не принуждение, также не принуждение и отнимание малого имущества.
Если же избиение будет не сильным для того, кого бьют, то тогда это тоже не принуждение…
00:56
Если же есть угроза в том, что подвергнут мучению его ребенка, было сказано, что это не принуждение, поскольку вред касается другого. Однако правильно то, что это принуждение, поскольку для человека мучение его ребенка хуже, чем отбирание его имущества. И угроза забрать имущество является принуждением, также и угроза в адрес ребенка – принуждение!”. См. “аль-Мугъни” 7/292.
Имам Ибн Хаджар аль-Аскалани аш-Шафии дает определение икраху следующим образом:
"Икрах это заставлять кого-нибудь делать то, чего он не хочет".
Далее Ибн Хаджар перечисляет условия действительности икраха:
1) Заставляющий (мукрих) должен обладать силой, позволяющей ему заставлять. То есть заставляемый (мукрах) не должен иметь возможности каким-либо образом избежать опасности.
2) Заставляемый должен быть уверен в том, что если он не сделает то, к чему его принуждают, то он наверняка подвергнется опасности.
3) Заставляемый должен встретиться с опасностью лицом к лицу; то есть свершение опасности должно произойти сразу после угрозы. Если заставляемый скажет: "Если не сделаешь то-то, завтра я тебя изобью" - это заставлением не считается, кроме тех случаев, когда промежуток времени очень мал, или если наверняка известно, что заставляемый свершит угрозу.
4) Заставляемый не должен проявлять ничего такого, что показывало бы, что он делает это деяние по своей воле.
Далее Ибн Хаджар объясняет пределы заставления (икраха), когда разрешается делать деяния куфра:
5) В том, что угроза убийства, членовредительства, сильными побоями и длительным заключением является икрахом - разногласий нет. Разногласия в том, что является ли икрахом легкие побои или недлительное заключение (один два дня). Абд б. Хумайд с достоверной цепочкой передает от Амра, как тот сказал: "Когда человека запирают, привязывают или подвергают мучениям - его жизнь в опасности". Предание от Шурайха подобно этому, но там есть такие слова: "Следующие четыре вещи - икрах: Тюрьма, побои, угроза и привязывание". От ибн Масъуда передается, как он сказал: "Если есть слово, которое удалит от меня два удара плетью, я произнесу его" - (Ибн Масъуд чрезвычайно худой и слабый человек. Для него два удара действительно очень опасны. Как видно ибн Масъуд один удар не посчитал себе за икрах, а два посчитал. То есть граница икраха не определяется просто так. Устанавливается именно та граница, после которой жизнь человека подвергается опасности. Из этих слов ибн Масъуда ученые сделали вывод, что граница икраха для каждого человека определяется индивидуально - прим. пер.). Это (мнение, что легкие побои и недлительное заключение не являются икрахом) - мнение большинства". (См. «Фатх аль-Бари», 12/ 311-314).
Вот как Ханафитский мазхаб определяет границу икраха:
Они делят икрах на два вида:
1) Полный икрах: Угроза смерти, потеря или повреждение органов, сильные побои.
2) Неполный икрах: Заключение, привязывание и побои, которые не влекут за собой повреждение органов. - (Аль-Касани, См. «Бадаиус-Санаи», 9/4489).
Большинство ученых считают, что произносить слова куфра или совершать деяния куфра разрешается только при полном икрахе. Это мнение Ханбалитов, Маликитов и Ханафитов. Шафииты же считают, что заключение и привязывание является полноценным икрахом. Для мнения Ханбалитов см. «Аль-Мугъни маъаш-Шархиль-Кабир», 10/107-109. Для мнения Шафиитов см. «Аль-Маджмуъ», 18/6-7. Для мнения Маликитов см: «Аш-Шархус-Сагъир», 2/548-549. Для мнения Ханафитов см. «Бадаиус-Санаи», 9/4493.
Шейх-уль-ислам Ахмад Абу-ль-Аббас Ибн Таймийя говорит:
"Я изучил мнения мазхабов об икрахе и увидел, что граница икраха меняется, в зависимости от того к чему принуждают. Так, например икрах действительный для произнесения слова куфра, отличается от икраха, действительного для дарения. В другом месте имам Ахмад говорит, что для совершения деяний куфра угроза на словах икрахом не является, действительным икрахом являются непосредственные мучения, побои или привязывание". - ( Хамд бин Атик, «Ад-Дифау ан Ахлис-Суннати уаль-Иттибаь», 32)]
действует как в словах, так и делах, в противоположность тем, кто сказал, что в делах нет оправдания по принуждению, их слова противоречат внешнему смыслу аята.
Потом сказал Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах: «Все эти пункты являются самыми опасными и распространёнными видами куфра, в которые попадают люди»
ЗАВЕРШЕНИЕ
Мы завершим это разъяснение тем, что сказал Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах в «Кашф аш-шубухат»Книга «отведение сомнений» http://bibliotekaislama.wordpress.com/2012/12/31/отведение-сомнений-многобожников/], поистине это великие слова, объясняющие то, что предшествовало и удаляющие неясность и затруднение:
«Нет разногласия в том, что таухид бывает в сердце, на словах и делах, и если отсутствует что-либо из этого, то не будет человек мусульманином.
Тот, кто узнал таухид, но не действует в соответствии с ним, то он кафир му’анид[Упорный, упрямый] как фараон и иблис и подобные им. Это то, в чем заблуждаются многие люди, говоря: «это истина, и мы знаем, что это истина, и мы свидетельствуем, что это истина, но мы не можем действовать в соответствии с ней в нашей местности»… или другие оправдания. И не знают эти несчастные, что большинство предводителей неверия знают истину и они не оставили её, не иначе как приведя какие-нибудь оправдания, как сказал Всевышний:
«Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену». (Сура «ат-Тоуба»; аят:9)
и:
«знают его, как знают своих сыновей». (Сура «аль-Бакъара»; аят:146)
Если же человек внешне действует в соответствии с таухидом, но не знает его или не убеждён в нем в своём сердце, то он лицемер, и он хуже кафира:
«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня». (Сура «ан-Ниса»; аят:145)
Этот вопрос важный, и он разъяснится тебе, когда ты поразмышляешь над тем, что говорят люди. Ты увидишь того, кто знает истину, но оставляет действия в соответствии с ней опасаясь лишиться чего-то из мирских благ, или своей должности, или заискивая перед кем-нибудь. И ты увидишь тех, кто действует в соответствии с истиной внешне, но не внутренне, если же ты спросишь его об его убеждениях, то увидишь, что он не знает истину.
Но ты должен понять два аята из Книги Аллаха:
Первый:
«Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (Сура «ат-Тоуба»; аят:66)
Если ты понял, что некоторые сподвижники, которые выступили против римлян вместе с посланником, да благословит его Аллах и приветствует, стали неверными по причине одного слова, произнесенного ради забавы и шутки, то тебе станет ясно, что тот, кто произносит и совершает неверие, опасаясь убытка в имуществе, либо опасаясь за высокое положение или из страха перед кем-либо, совершает более жуткое неверие, чем тот, кто, шутя, произносит одно слово.
Второй:
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни». (Сура «ан-Нахль»; аяты:106-107)
Аллах не принимает оправдания их, кроме тех, кто был принужден к этому, тогда как сердца их были тверды в вере. Иные же стали неверными, после того как уверовали, независимо от того, поступили они так из-за страха, ради кого-либо, либо из-за беспокойства за родину, семью, родственников или богатство, или же поступили так ради шутки или преследуя какую-либо иную цель. Принимается оправдание только от тех, кто был насильно принужден к этому.
Этот аят указывает на это с двух сторон:
Первая: высказывание Всевышнего:
«…не на тех, кто был принужден к этому» . (Сура «ан-Нахль»; аят:106)
Всевышний Аллах не сделал исключения ни для кого, кроме того, кто был насильно принужден. Ясно, что человек может быть принужден только на произнесение или совершение чего-либо. Что же касается убеждений в сердце, то никто не в состоянии принудить к подобному.
Вторая: высказывание Всевышнего:
«Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни». (Сура «ан-Нахль»; аяты:107)
Он ясно изложил, что подобное неверие и наказание не постигнут по причине убеждений, невежества, ненависти к вере или любви к неверию. Причиной этого является то, что человек ищет радости мирской жизни и отдает ей предпочтение перед верой».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев